11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЮРИЙ ЛУЖКОВ: "ДВЕНАДЦАТИЛЕТКА ШКОЛЕ НЕ ПО РОСТУ"

Суворов Петр
Статья «ЮРИЙ ЛУЖКОВ: "ДВЕНАДЦАТИЛЕТКА ШКОЛЕ НЕ ПО РОСТУ"»
из номера 176 за 21 Сентября 2000г.
Опубликовано 01:01 21 Сентября 2000г.
В погоне за "международным стандартом", непродуманными реформами можно разрушить едва ли не лучшее, что есть в России, - систему образования, считает мэр Москвы.

- Юрий Михайлович, как вы относитесь к тому, что вашим дочерям, как и миллионам других детей, придется провести в школе двенадцать лет?
- Младшая дочь у нас пошла в этом году в первый класс, а старшая уже во второй. Дискуссия, которая ведется сейчас по поводу реформы школы, представляет для меня, естественно, не только родительский интерес. Накануне первого сентября уважаемый министр образования Владимир Михайлович Филиппов во многих интервью, в том числе и на "прямой линии" в "Труде", дал понять, что введение двенадцатилетки в школе - дело почти решенное. Насколько я понимаю, это основной элемент новой концепции образования. Осталось дело за малым - за формальным экспериментом, который подтвердит целесообразность перехода к двенадцатилетнему сроку обучения в общеобразовательной школе. А я (и, конечно, не я один) не убежден, что все так однозначно. Многие педагоги и родители тоже недоумевают по этому поводу. Мне кажется, пока никому в голову не пришло просчитать реальную цену этого вопроса.
- Складывается впечатление, что Лужков постоянно ищет повод, чтобы оппонировать федеральным властям. Все ведущие страны мира и даже все страны СНГ перешли на двенадцатилетку, а почему не может сделать этого Россия, чтобы приблизиться к мировым стандартам?
- А кто может сегодня точно сформулировать критерий этих стандартов? Модели школы Франции, Германии, Великобритании столь различны по содержанию и срокам обучения, что говорить даже о единых европейских - а уж тем более мировых - тенденциях довольно сложно. Для меня, например, вот аргумент - многие российские родители, имеющие двойное гражданство, сегодня уже предпочитают российскую среднюю школу. А как объяснить победы наших школьников на международных олимпиадах по информатике и математике? Конкурентоспособность современной российской школы по-прежнему остается очень высокой, хотя она переживает сейчас далеко не лучшие времена.
- Позвольте, но поможет ли еще один год учебы как-то нашим ребятам?
- В смысле познаний? По идее должно быть так. Хотя не грех бы посмотреть, насколько рационально используется учебное время - а вдруг временной запас имеется и "внутри" нынешних школьных программ. А с другой стороны, чему будем учить лишний год? Наши эксперты проанализировали качество некоторых учебников по истории Отечества, русскому языку и литературе, и знаете, пришли к неутешительным выводам. Разработки некоторых тем настолько сумбурны, запутаны, что теряешься: то ли ты оказался не на своей Родине, то ли авторы учебников писали свои труды на "том берегу". А я с этим не могу согласиться: Родина в их глазах отлична от моей (как и большинства российских школьников) настоящей Родины, от Родины славных предков. Мне самому не приходилось слышать, но я в курсе откровений некоторых "любителей" российской истории и словесности: мол, а кого в этой стране учить? Умный народ давно уже "свалил" за рубеж! Спросите у нормального россиянина, нужна ли такая "учеба" для его детей? Лично я отвечаю "нет".
- Россия попала в демографическую яму: в этом году школу окончили 2,2 миллиона выпускника, а в первый класс вместе с вашей дочерью пошли почти вдвое меньше - 1,1 миллиона детей. Авторы концепции считают, что введение двенадцатилетки спасет учителей от грядущей безработицы.
- Цель благородная, что скажешь. Но, по данным того же Министерства образования РФ, сегодня каждый десятый учитель - пенсионного возраста. Несмотря на все старания, даже в Москве сейчас около тысячи вакансий, что уж говорить о дальней глубинке. Не требуется особых математических расчетов, чтобы сделать вывод: мы, скорее всего, столкнемся с проблемой нехватки кадров. Кстати, она будет преследовать нас "по всему полю" занятости населения: у нас уже сегодня то здесь, то там требуются рабочие руки, но их, к сожалению, не хватает. Я не знаю, какой логике следует Министерство образования, пытаясь закрыть выпускников еще на год в школах. Проправительственное "Единство" почему-то озабочено, что в 2003 году работающее население России не в состоянии будет прокормить пенсионеров, что в скором времени Россию настигнет пенсионно-демографический кризис. Парадоксальная ситуация складывается: кричим "Горим!", но ничего не делаем, чтобы избежать пожара. Хотелось бы, чтобы реформаторы с правительством договорились - гореть нам или повременить.
- Порой хочется отложить все дискуссии и задать один вопрос: сможет ли выдержать новый срок современный школьный учитель?
- Как говорят, сегодня каждый российский учитель - это, по меньшей мере, "полтора учителя". Ставка педагога предполагает проведение 18 уроков в неделю. Но где найти сегодня учителя, работающего на одну ставку?
Министр, выступая на Всероссийском форуме работников образования, заявил, что впервые за многие годы уровень заработной платы учителя опустился ниже прожиточного минимума. При таком финансировании стоит ли удивляться, что многие учителя проводят в неделю более 30 уроков, совмещают работу в нескольких школах? О каком качестве говорить? Дай им бог физически выдержать эту нагрузку. По данным социологического опроса "Учитель как представитель среднего класса в современном российском обществе", только 18 % учителей оценивают свой доход как средний, а понятие высокого дохода в учительской среде вообще отсутствует. 86 процентов жителей России, традиционно почитающих педагога, считают современное положение учителя тяжелым, бедственным.
Такая ситуация неприемлема. Если представить себе невозможное и, как в западных странах, ограничить реальную учебную нагрузку школьных педагогов до одной ставки, повысив оплату учительского труда до достойных размеров, то разговоры о возможной безработице отпадут, скорее всего, сами собой. Школе требуется учитель с нормальной нагрузкой. Безработица возможна лишь среди перегруженных учителей. Только единицы из них физически и морально способны качественно учить и воспитывать. Многие учителя - "неуспевающие": не читающие, не готовящиеся к занятиям, не знающие своих учеников. Их жизнь, даже при огромном старании, каждодневный многочасовой марафон с горькой правдой "липовых" оценок, дополнительных уроков и т.п.
Униженный бедностью учитель - вот проблема российской школы.
В Москве мы пытаемся смягчить бюджетную несправедливость. Наши учителя имеют 50-процентную надбавку к ставке, а с первого сентября мы увеличили эту надбавку еще на 20 процентов. При этом понимаем, что зарплата учителя еще далека от той, что должна выплачиваться за очень тяжелую, ответственную работу - воспитание нового поколения для новой России.
- Вы заговорили о поколении. Есть же резон и с точки зрения молодежи: чем выталкивать миллион людей в безработицу, пусть лучше они в школе лишний год поучатся.
- Трудно согласиться с этим. Во-первых, повторяю, с безработицей надо работать. Конкретно и заинтересованно. А во-вторых, не секрет, что современный школьник нуждается в деньгах. Никакие игры не заменят ему реальную возможность хоть небольшого заработка. 18-летние еще хотят трудиться. Не всегда готовы - но хотят. Что конкретно делать в этом направлении 12-летней школе? Ответа нет.
Может, в развитых странах и есть возможность продлить годы иждивенчества молодежи - но это не для России. Наоборот, раннее приобщение к труду, поддержка трудоспособного населения может стать спасительным фактором. Возможно, региональные программы по трудоустройству выпускников школ сегодня актуальнее 12-го класса.
Большой авторитет в педагогике Ш. Амонашвили так однажды сказал: "Я могу понять, но мне трудно принять такие аргументы в пользу двенадцатилетки, которые основаны на нынешнем сложном состоянии в стране: государство, мол, не может гарантировать работу выпускникам школы и не в состоянии предоставить молодым людям условия для беспрепятственного поступления в вузы, поэтому лучше задержать их в школе еще на год - до призыва в армию. Или другой резон: государство не в состоянии предотвратить правонарушения несовершеннолетних, защитить свободную от школы молодежь от пагубных влияний - и опять-таки выход в продлении образования. Во что же тогда превратятся 12-е классы - не во временные ли изоляторы строгого содержания?"
Каюсь, я тоже ответил, во что они превратятся: может, это звучит грубо и пошло, но последние классы вполне реально могут походить на загульные заведения. Кто-то сказал круче - на родильные дома.
- Нетрудно представить, как в 12-й класс пойдут мамы-школьницы, а у них под ногами будут крутиться первоклашки...
- Естественно, начальные, средние и старшие классы надо будет разводить по разным школам. Чтобы в Москве ввести 12-летку, потребуется построить около 120 новых школ! Можно частично обойтись второй сменой. Но подумать страшно, какая перегрузка ляжет на учительские плечи.
Что касается школьного строительства. Как представляется, при новом перераспределении налогов, когда 70 процентов уйдет в федеральную казну, будет весьма проблематичным не то что школы воздвигать, а скромные пристройки возводить. Надо подсчитать, а на сколько вырастут фонды зарплаты. Кстати, если в регионах России обучение одного ученика стоит 4,5 тысячи рублей в год, то в Москве - уже 10 тысяч рублей. Так что лишний учебный год и в этом плане тоже не подарок для бюджета.
Вообще следует отметить, что в обнародованном проекте "Концепции общего среднего образования в 12-летней школе" раздел финансово-экономического обеспечения просто отсутствует.
Приступать к реформированию основы всей системы образования без тщательных расчетов - это не по-государственному. Образование - не просто "особая отрасль народного хозяйства", она еще и дорогостоящая. Хорошее, качественное образование, в котором все мы, безусловно, заинтересованы, возможно только при больших вложениях. Основную их часть, в соответствии с Конституцией и законом "Об образовании", должно внести государство. В Москве мы пробуем вводить и платные услуги в школах, и по привлечению спонсорских средств работаем, но все это приносит около 3% от бюджетных потребностей. Согласитесь, что из таких жалких ниток рубашек нашим школьникам мы не сошьем...
- Словом, вы против 12-летки?
- Пусть не сложится мнение, что у московского мэра вздорная позиция. Неужели у нас на самом деле нет проблем ни с выплатой детских пособий, ни с социальной защитой пенсионеров, инвалидов и ветеранов, ни с разрастающейся национальной рознью, ни с вымирающим селом (если, как предполагает "Концепция", произойдет очередное укрупнение школ, то российское село может вообще уйти в небытие), ни с другими десятками и сотнями наших проблем, - чтобы сегодня поднять на дыбы еще и школу?!
Я думаю, что реформа образования сегодня перестала быть только родительской заботой или сугубо педагогической проблемой. Необходима широкая общественная дискуссия с государственных позиций: как мы обучим наших детей, в такой стране мы завтра и проснемся...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников