ТАЙНЫЕ КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ?

Недавно впервые за всю историю отечественного телевидения было официально доказано: тайные методы воздействия на психику телезрителя действительно используются. За руку поймали екатеринбургскую компанию АТН. Заместитель министра печати Михаил Сеславинский обнародовал эту информацию и сообщил, что действие лицензии на вещание этой телекомпании приостановлено. Но передачи проштрафившейся студии не выходили в эфир лишь четыре дня, после чего компанию простили и вернули ей эфир. Почему так быстро? Госчиновники заручились обещанием, что подобного более не повторится? Или причина в другом: за подобные нарушения пришлось бы закрыть львиную долю телепрограмм страны?

ОХОТНИКИ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ
Небольшая лаборатория на шестом этаже Всероссийского НИИ телевидения и радиовещания (ВНИИТР). Именно здесь периодически "вылавливают" программы и видеоклипы, в которые врезан "25-й кадр". Оборудование для этого в нашей стране существует в единичном экземпляре, оно есть только здесь. Электронный глаз отсматривает предлагаемые ему видеосюжеты и переводит их на язык спектрограмм. По экрану монитора текут рваные синусоиды. Стоп: резкий скачок графика. "Это и есть тот самый кадр, - поясняет аспирант Любовь Бабушкина. - Теперь осталось убедиться в этом визуально". Видеомагнитофон начинает покадровый просмотр в указанном месте. Кадр - улыбка ведущего, следующие два - то же. И вот - четкая, почти во весь экран врезка "СИДИ СМОТРИ ТОЛЬКО АТН", и снова череда улыбок ведущего.
Эта однокадровая вставка не замечается телезрителем, но прочно, как постулат, впечатывается в подсознание. Сколько теперь в Екатеринбурге болезненных "АТНоманов", остается только гадать.
Считается, что эффект "25-го кадра" был впервые использован в конце пятидесятых годов, когда в пленку с популярным голливудским фильмом перед показом в кинотеатре были вмонтированы "невидимые" кадры рекламы. Как известно, человек в состоянии осознать 24 кадра в секунду. Именно с такой скоростью крутят пленку в кино. Если же в эту секунду вложить дополнительный кадр, то он будет восприниматься уже на подсознательном уровне. Расчет простой: к обычной рекламе человек относится скептически, осмысливая ее, соглашаясь или нет, а рекламе невидимой сознание не сопротивляется. Ее мозг воспринимает без критического осмысления, как ребенок первые слова матери. И действительно, после просмотра фильма со скрытой рекламой люди, словно зомбированные, создавая порой давку, покупали непопулярный прежде товар.
Телевидение, в отличие от кино, как бы создано для скрытого доступа в подсознание. В нем изначально установлен и действует до сих пор стандарт - 25 кадров в секунду. Случайность это или причина в том, что к разработке стандартов вещания как у нас, так и на Западе, изначально были причастны спецслужбы?
- "В том, что телевизор показывает 25 кадров в секунду, само по себе нет ничего страшного, если дополнительный кадр не выбивается из основной канвы. Другое дело, если он несет преднамеренную информацию, отдельную от основного содержания. Тогда это уже зомбирование, - поясняет эксперт, заместитель генерального директора ВНИИТР Светлана Немцова. - Поэтому применительно к телевидению понятие "25-й кадр" звучит неточно. Лучше использовать термин "скрытый кадр", "кадр-невидимка", "кадр-привидение", если хотите. Вот за такими "привидениями" и охотятся в лаборатории нашего института.
Уже в середине шестидесятых почти во всех развитых странах использование "скрытого кадра" было запрещено законом. И не только потому, что без спросу внедряться в чужие мозги аморально и противоречит понятиям о правах человека. Было доказано, что просмотр фильмов и передач, включающих однокадровые вставки с любой "дополнительной информацией", вредит здоровью. Во многих странах были созданы специальные структуры контроля за телеканалами, чтобы те не использовали в своем эфире "кадров-привидений".
ПОДОПЫТНЫЕ УМИРАЛИ
- В нашей стране эксперименты по скрытому воздействию на сознание через телевидение шли полным ходом по крайней мере до конца семидесятых годов,-рассказывает инженер Александр Гамбург.-В отличие от западных стран упор делался не на рекламу (смешно было рекламировать конфеты "Рот-Фронт", когда других все равно не было, или предлагать купить "Волгу" населению, которое никогда на нее не заработает), а на агитацию: "Только партия и лично Леонид Ильич способны...". В 1971 году я пришел на телевидение с фирмы "Мелодия", где монтировал на модные шлягеры неосознаваемые звуковые "установки" слушателям. Наш отдел в Останкино назывался "Лабораторией исследования влияния электромагнитных волн на организм человека", а занимался в основном другим: как влияет на человека скрытая информация на телевидении, насколько она эффективна и велик ли от нее вред для психики. Работали у нас два человека, Олег и Роберт Ефимович, которые числились техниками, а на деле были "профессиональными жертвами". На них испытывали новинки, поскольку нам, разработчикам, наблюдать плоды собственных трудов крайне не рекомендовалось. Роберт Ефимович производил впечатление человека пьющего, давление у него скакало, проявлялись признаки паркинсонизма. Между тем спиртного он в рот не брал, это было одним из условий работы. Олег первое время был парнем хоть куда: 20 лет, здоровьем так и пышет, дамский угодник... Но кончилось все и для него печально.
Когда в ходе исследований выяснилось, что регулярный просмотр передач со "скрытым кадром" настолько вредит здоровью телезрителя, что это чревато катастрофой, стали использовать другие методы. Например, программу "Спираль". На стандартный телевизионный сигнал, после того как он проходил главную аппаратную, накладывали новое изображение: маленькая геометрическая фигура или точка, которая бежала по экрану, выписывая концентрические круги, так быстро, что человек на сознательном уровне ее просто не замечал. Эффект очень простой. Как поступал обычно телезритель, если, включив телевизор, видел не кино, а диктора Кириллова, читающего доклад Брежнева? Переключал на другую программу или вырубал телевизор. Но если зритель успевал неосознанно схватить взглядом бегающее пятнышко, то невидимая разворачивающаяся спираль его буквально завораживала.
И, хочешь не хочешь, начинал слушать то, чем его потчевали. Конечно, на все два часа доклада задержать внимание таким образом было вряд ли возможно. Даже Олег, отрабатывающий зарплату, уже через полчаса начинал жаловаться на головную боль и резь в глазах, а иногда терял сознание. Поэтому "Спираль" запускали в эфир минут на двадцать, а потом снимали или сменяли другой программой кодирования.
- А однажды я сам попался на наш же трюк, - вспоминает А. Гамбург. - Показывали передачу, где использовалось "белое пятнышко": в студии сидел обозреватель, на столе перед ним лежала "Правда" с ярким заголовком передовицы. Невидимое пятнышко сначала блуждает по экрану, чтобы зацепить взгляд, а затем начинает крутиться вокруг газеты и заголовка, полностью приковывая внимание к нему. Я знал эту программу, я сам ее делал, но все равно не мог оторваться от заголовка (что-то про гнусных империалистов), почувствовал, что мое возмущение по поводу американских агрессоров начинает нарастать. И попадись мне в тот момент какой-нибудь американец...
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ЧЕРНОБЫЛЬ
- Многие ли отечественные телевизионные каналы используют сегодня методы скрытого воздействия на сознание?
- Такие есть, и пример с екатеринбургской компанией АТН это подтверждает, - отвечает Светлана Немцова. - Законом использование нелегальных воздействий на психику запрещено. Но у нас нет органа, который контролировал бы соблюдение закона. То, что поймали за руку АТН, - случайность, не более. Поскольку комплексного обследования эфира на этот счет в нашей стране не проводится. Чтобы пресечь телевизионное зомбирование, оборудование, подобное тому, что есть в нашем институте, нужно поставить на каждую кнопку, начиная с первой. Благо, стоит это недорого. Кстати, вычисление "скрытых кадров" - лишь одна из функций разработанного нами прибора. Проведя с его помощью исследования эфира, мы выяснили, что давно пора ставить вопрос об "экологии вещания" в целом. В нашем эфире большое количество программ, которые (это совершенно не зависит от их содержания) могут нанести буквально непоправимый ущерб здоровью. Фактически телезрители могут стать жертвами экологической катастрофы, сравнимой с чернобыльской.
...В видеомагнитофон вставляется новая кассета со случайной выборкой музыкальных клипов. По экрану монитора вновь побежали бесконечные зубцы. На первом же клипе (группы "Доктор") прибор фиксирует "25-й кадр". В данном случае это не реклама, вставной кадр вообще не несет информации-он абсолютно черен. "Здесь имитируется мигание света на дискотеке, - поясняет Любовь Бабушкина. - Чтобы создать эффект мелькающих источников света, режиссер врезает в съемку абсолютно пустые черные кадры на белом сюжете. Формально - ничего противозаконного. Но ведь вред для психики и здоровья от этих вставных кадров ничуть не меньше, чем если бы они несли информацию.
-Технологии телевещания непрерывно развиваются. Современное изображение - это симбиоз компьютерной графики, виртуальной реальности, спецэффектов. Но, выпуская все это в эфир, телекомпании не удосуживаются провести экспертизу: какое воздействие на зрителя даст это изображение? - сетует Светлана Немцова. - Совершенно случайно, без злого умысла, режиссеры используют, например, частоты колебания яркостного сигнала, совпадающие с альфа-ритмом человека, то есть частотой колебания нейронов или, как говорят, "шума нервных клеток". К чему это приводит, весь мир узнал в 1997 году, когда от просмотра безобидного мультика в Японии около семисот детей и немало взрослых попали в больницы с эпилептическими припадками. Японцев эта трагедия научила по крайней мере перед демонстрацией каждого видеозрелища в обязательном порядке тестировать запись на динамическом яркомере. У нас в стране такая практика пока, увы, не приживается. Хотя мы предлагаем всем: использовали новые технологии съемки и монтажа - привозите, посмотрим, проведем измерения. Проконсультируемся с психологами. Вы же сами получите уникальную информацию о том, как произведение подействует на зрителя, и с легким сердцем сможете выйти в эфир. Обращались мы и к авторам выявленных нами клипов с заведомо вредным воздействием - нет ответа.
...В конце восьмидесятых, как утверждают, наше государство окончательно отказалось от использования скрытого воздействия на подсознание через телевидение. Это оказалось не по карману, а возможно, причиной стали демократические преобразования. Но сегодня, в условиях бесконтрольности, опасность возвращается.
Особенно остро стоит проблема детей-телезрителей. Если для взрослого человека "ящик" - это развлечение, то для ребенка - в первую очередь учеба, формирование личности, ядра психики. Если взрослый человек попался на "25-й кадр" с рекламой водки, он просто пойдет и выпьет. А для ребенка это надлом психики, и он в дальнейшем может стать алкоголиком. Что уж говорить о скрытой рекламе секс-услуг, а и такая встречается... Да и просто безобидное мелькание, как считают психологи, при определенной частоте вызывает зацикливание на мигающем предмете - тоже своего рода зомбирование. И до тех пор, пока не будет установлен контроль за экологичностью, техническим качеством вещания, как, кстати, это давно уже делается в других вполне демократических государствах, у нас нет гарантии, что, включив вечером телевизор, мы целыми семьями не начнем превращаться в зомби...