СЕЗОН БЕЗЗАКОНИЯ

Два диких случая со смертельным исходом свела в одну строку милицейская сводка: в старинном сибирском селе Голуметское погиб у чужого забора девятилетний Леша Рожков - от поражения током, в городе Усть-Куте среди борозд картофеля в чужом огороде обнаружен труп женщины, умершей от выстрела из ружья.

"ЗМЕЙКА" УЖАЛИЛА ДО СМЕРТИ
Владимира Ефимовича Янкова на деревенской улице никто не любил - так всю жизнь и прожил. Сначала - с матерью, а когда та умерла - бобылем. Янков не дружил ни с кем, общения избегал. Взрослые, понимая, что такое характер и привычки, отвечали Владимиру Ефимовичу взаимностью. Зато мальчишки ему докучали: то камень вслед бросят, то в огород залезут. Не столько своруют, сколько напакостят. И решил 66-летний пенсионер оградить себя и усадьбу от всей деревни. Натянул колючую проволоку по всему периметру ограды - "змейкой", и пустил по ней электрический ток.
Об этом сельчане знали, сам Янков предупреждал. Но деревенское общество, видя проволоку на заборе, сомневалось относительно электричества в ней. И зря! Девятилетний Леша Рожков, пробегая мимо дома Янкова, не заметил упавший с забора провод, наступил на проволоку и тут же скончался.
На место происшествия выехала следственная группа из Черемхова. Янков обвиняется в неосторожном убийстве. Меру наказания ему определит суд. А мальчика уже не вернуть.
Таких ужасных историй за 200-летнюю историю село Голуметь не помнит. Когда-то крепкое сибирское поселение теперь в разрухе: процветает воровство, люди спиваются, много наркоманов. А у поселковой милиции нет даже машины - стражи порядка пешком ходят.
В Черемховском районе, увы, подобные случаи не редкость. В прошлом году на своем огороде хозяин убил лопатой молодую женщину - посягала на его урожай. А пару лет назад трое воришек, полезших в чужое жилье, погибли под током: хозяин - работяга и вполне приличный человек - пытался таким образом (как и Янков) защитить свое добро. Суд присудил ему три года условно.
КАРТОШКА СТОИМОСТЬЮ В ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ
Даже для Усть-Кута, где проживает около 70 тысяч жителей, с его сложнейшей криминогенной обстановкой случай доселе небывалый: кровавой трагедией закончились похождения любителей копать чужую картошку под звездным небом. Гражданин К., услышав подозрительный шум в огороде, находящемся рядом с домом, обнаружил там двоих "копателей". Для острастки выстрелил в воздух из ружья (кстати, зарегистрированного). Однако это ночных грабителей не остановило. Они продолжали свое неотложное дело как ни в чем не бывало. Второй выстрел оказался роковым: женщина, для которой трезвость не была нормой жизни, осталась лежать в картофельной ботве. Осмотрев место трагедии и убедившись, что погибшей помочь невозможно, гражданин К. пришел в городской отдел милиции и сообщил о случившемся.
По этому факту возбуждено уголовное дело. Пока следствие квалифицирует содеянное, как "превышение мер, необходимых для задержания лиц, совершивших преступление". Статья 108-я предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет.
Более десяти тысяч жителей Усть-Кута имеют дачные участки. И едва ли среди них найдется такой, кого бы не навещали непрошеные гости. Нынешние воры не гнушаются ничем, даже алюминиевые вилки тащут. Есть и другая категория ночных пришельцев: эти на своем пути крушат все - теплицы, двери, оконные блоки, разбивают кирпичные печи. В такой ситуации из двух зол многие дачники выбирают меньшее. Забирают из городских квартир все самое ценное и живут на дачах, охраняя урожай и некоторую живность. Ведь для большинства из них это единственная возможность не голодать долгой сибирской зимой.
ДЕЛ СТОЛЬКО, ЧТО ЧИТАТЬ НЕ УСПЕВАЮТ...
Недавно в Иркутской области закончила работу комиссия Министерства внутренних дел. Вопрос уже рассмотрен на коллегии министерства. Деятельность УВД области оценена неудовлетворительно. Устроив по этому поводу пресс-конференцию, начальник Управления внутренних дел области А. Россов заявил: "Я сам даю неудовлетворительную оценку работе милиции". И добавил, что население Приангарья не даст положительной оценки его милиционерам: "Потому что еще очень много промахов различных".
А "промахи" эти, по версии генерала, имеют свои причины. Например, рассказал он журналистам, что "каждый квалифицированный следователь может расследовать 18-20 уголовных дел, а у нас сегодня у каждого следователя по 172 уголовных дела на руках... Их, эти дела, даже некогда читать следователю".
Еще одной причиной "промахов", по мнению А. Россова, стал Указ президента России, в соответствии с которым "мы вынуждены были 1040 человек сократить личного состава, чтобы выплачивать зарплату по федеральному бюджету с надбавкой. Это - по указанию Министерства внутренних дел". Да и местный бюджет милицию не жалует. Положено ему содержать 9126 сотрудников милиции. А их сегодня чуть более 6 тысяч - из-за нехватки финансирования. И надбавки личному составу, получающему зарплату из местного бюджета, выплатили только за декабрь.
Одним словом, иркутяне все активнее стремятся защищать свое добро самостоятельно, не полагаясь на милицию. И разве можно их упрекать в этом? Ведь если государство, провозгласив, что частная собственность находится под его защитой, своему слову не хозяин, то настоящий хозяин будет оборонять свою собственность до последнего. Он способен и готов уважать закон. Но если закон молчит, значит, наступил "сезон беззакония"...