ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАСНУЮ ПЛАНЕТУ

- Сегодня нет препятствий технического или медицинского характера для полета экипажа к Марсу, -

- Сегодня нет препятствий технического или медицинского характера для полета экипажа к Марсу, - говорит конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Леонид Горшков. - Первый такой полет мог бы состояться в 2015 году, если Россия и другие страны поставят перед собой такую цель.
Уже не один год в РКК "Энергия", Исследовательском центре имени М.В. Келдыша, институтах медико-биологических проблем, космических исследований работают над этим почти фантастическим проектом. О нем впервые подробно рассказала наша газета в прошлом году ("Летим на Марс!", 28 апреля 2001 г.). Специалисты давно уже перешли от концептуальных решений к детальной проработке систем и конструкций. Например, Исследовательский центр имени Келдыша занимается созданием больших электрических реактивных двигателей, которые будут использовать неисчерпаемую энергию Солнца. Прототипы их были установлены еще на "Метеоре-3".
В процессе доводки проекта идет постоянное совершенствование конструкции корабля, поиск оптимальных решений. Вначале общая схема полета выглядела так: к Марсу планировалось отправить два корабля - пилотируемый (масса 585 тонн) и грузовой (масса 143 тонны), в котором должны были разместиться два огромных аппарата для посадки на Красную планету и взлета с нее. Теперь же, как рассказал мне вчера Леонид Горшков, специалисты склоняются к более простому и дешевому варианту. Предлагается первый полет совершить не на двух, а на одном корабле массой 70 тонн. Его можно собрать на околоземной орбите из отдельных модулей, которые доставят ракеты-носители "Протон". Экипаж не будет высаживаться на Марс, а отправит на планету автоматическую станцию. С ней будет поддерживаться постоянный контакт. В этом случае стоимость реализации проекта составит не 20 миллиардов долларов, как сообщалось, а 14 миллиардов.
Теперь дело за малым - где найти эти средства? В РКК "Энергия" надеются, что, когда детальный проект будет завершен, он заинтересует не только руководителей нашей страны, но и зарубежных государств. "Надо предлагать не "голую" идею, а конкретные конструктивные решения", - уверен Горшков. Но пока отношение международного сообщества к проекту прохладное. Соединенные Штаты, например, заявили, что организация полета на Марс не входит в перспективные планы освоения космоса. Нет позитивных сигналов и от других государств.
Между тем если ориентироваться на полет в 2015-м, то уже в ближайшее время (2003-2004) надо переходить к этапу опытно-промышленных работ. Для этого требуются серьезные деньги. Впрочем, экспедиция на Марс может состояться и позже 2015-го. Пока же конструкторы намерены на запускаемых малых спутниках "попутно" отрабатывать электрореактивные двигатели и другие конструкции. Когда-нибудь этот проект будет востребован.