С ВЕТЕРКОМ

Минтранс объявил, что в конце сентября состоится тендер на сооружение крупнейшего платного автобана. Он соединит две российские столицы и станет частью транспортной артерии Москва -Хельсинки. По словам зам. министра Александра Мишарина, проектируемая магистраль короче существующей на 60 километров. Разгоняться можно будет до 160 - 180 км в час, но любителям прокатиться с ветерком придется платить по рублю за каждый километр. Дорога обойдется ориентировочно в 150 - 180 миллиардов рублей - из бюджета и от частных инвесторов. За это последним намечается отдавать часть прилегающих к трассе территорий в аренду.

Традиционная российская беда - плохие дороги - дает о себе знать на каждом шагу. Забитые пробками, не рассчитанные на современные скорости дороги не дают, например, по-настоящему подняться малому бизнесу, завязанному во многом на автомобильных перевозках. А на их реконструкцию и строительство новых в бюджете нет денег. Выход - привлечь частный капитал. Инвестор, чтобы деньги вернуть, начнет брать плату за проезд.
К слову, к этому уже подступались. Насколько себя оправдали первые платные дороги? С таким вопросом корреспондент "Труда" обратился к советнику министра транспорта Александру НОСОВУ.
- Идея сделать дороги платными возникла уже в начале 90-х годов, - говорит он. - У нас было несколько проектов: участки в Липецкой области на трассе М-4 "Дон", в Псковской, три моста в Барнауле, Саратове и под Воронежем. Но сейчас как платный функционирует только участок под Липецком. Остальные снова стали бесплатными.
- Проезд оказался людям не по карману?
- Да нет, плата терпимая. На упомянутой дороге М-4 за все 18 километров 10 рублей с легковушки и 40 - с самого тяжелого грузовика. А вот объекты выбрали неудачно. Начинать надо было с тех районов, где высок спрос на дороги. Сегодня это Московский регион и Ленинградская область, где и люди живут побогаче, и пробок больше.
- Кто все это оплатит?
- Первые платные дороги строились и реконструировались за государственный счет. Но казна не бездонная. В этом смысле Россия не исключение из правил - на дороги денег нет ни у одной страны. Например, в далеко не бедной Франции в конце 50-х состояние дорожной сети было просто катастрофическое - в год вводилось всего несколько десятков километров. Ситуация изменилась, когда привлекли частный капитал. Теперь эта страна стала лидером развития концессионной системы.
- Считаете, что и для нас годится концессия?
- Конечно. Принцип концессии прост: государство разрабатывает проект строительства или реконструкции существующей дороги, выделяет часть средств, а остальное предоставляет инвестор, который берет кредит в банке. Дорога строится на общие деньги, но принадлежит она государству. Частных дорог у нас не предполагается. Чтобы строительная компания могла вернуть кредит и заработать, дорогу передают ей в управление, то есть на это время она становится платной. По истечении оговоренного срока дорога переходит в управление государства. А уж оно решает, сделать проезд бесплатным или продолжить собирать деньги.
- И какой обычно срок аренды?
- Есть пример, когда мост отдали в управление компании на 75 лет. А вообще по опыту оптимальным считается срок 30 лет. Главное, чтобы был соблюден основной принцип концессии - при минимальном расходовании бюджетных средств построить государственную дорогу.
Сроки окупаемости зависят от множества факторов, но главное - от востребованности. Где-нибудь под Москвой строительство первоклассного скоростного шоссе с большой интенсивностью движения может оправдаться и за 7 - 10 лет, а в глубинке хорошо если за 30 - 40 окупится.
- Какими предполагаются расценки за проезд?
- Их будут регулировать сами компании, взявшие дороги в управление, а государство только установит потолок цен. Но я считаю, что они все-таки должны быть сопоставимы с мировыми.
- Это при наших несопоставимых доходах?..
- Нормальный инвестор никогда не будет ни задирать тариф, иначе никто не поедет, ни лишать себя прибыли. Но при выборе золотой середины нужно учитывать другое: если из-за низкой стоимости на дорогу устремятся все желающие, то опять возникнут пробки. А пользующийся дорогой человек должен получить комфорт, за который он платит деньги.
* * *
Помимо магистрали Москва - Санкт-Петербург, в ближайшие годы предполагается построить еще несколько платных дорог. В первую очередь это будут выезды из столицы в направлении Ногинска и Минска - до города Одинцова. Разработчики проектов рассчитывают, что они окупятся прежде всего за счет большого потока грузовых машин. А в ближайшее время Минтранс немерен внести в правительство законопроект о платных дорогах в России. Если он будет принят, то целая сеть платных дорог появится в стране уже в 2009 году. Так, водителям самое время копить деньги на проезд.