ЖИЛ "С ПРАВДОЙ, КАК С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ"

Поэт Григорий Поженян умер за полчаса до своего дня рождения. 20 сентября ему бы исполнилось 83. Несколькими днями раньше к нему в больничную палату приходил его самый лучший и самый давний друг Петр Тодоровский и пел под гитару песни на стихи Поженяна.

"И все-таки мы победили!" - есть там такие слова, в которые с уходом человека, их написавшего, смерть внесла свою трагическую иронию.
Но эти строки продиктовала Поженяну его жизнь, исполненная множества побед.
В этом завещанном нам реестре на первом месте та Победа, которую он отправился добывать нам всем на фронтах Великой Отечественной. Сын "врага народа" сразу решил воевать с особым старанием, считая это лучшим доказательством патриотизма и невиновности своего отца.
Он стал разведчиком-диверсантом. Историю геройской гибели его отряда, давшего воду осажденной Одессе, он поведает в знаменитом фильме "Жажда", оператором которого станет другой фронтовик - Петр Тодоровский.
Они были из того поколения, которое пришло в литературу и искусство в стоптанных на войне сапогах. Да, они испытали на себе благосклонность приемных комиссий, но фронтовая школа научила их не быть благосклонными к себе. Когда в Литературном институте началась кампания борьбы с "космополитизмом", Григорий Поженян не предал своего учителя Павла Антокольского, за что и был с треском отчислен.
Но "бочонок поэзии", как называл его Юрий Олеша, был не из тех, кто сдается. Поженян, чье имя выбито на мемориальной доске в Одессе - вместе с именами погибших друзей, ощущал себя солдатом на задании, которое ему предстояло выполнять всю его оставшуюся жизнь.
Поэтому война - главная героиня его стихов.
"И остался один во Вселенной,
Прислонившись к понтону щекой,
Восемнадцатилетний военный
С обнаженной гранатной чекой..."
Здесь все - страх смерти, желание жизни, ощущение долга. И никакого пафоса, потому что это не написано, а прожито автором .
Дальше будут десятки книг, песен, которые запоет вся страна, фильмы, в которых он будет не только сценаристом, но и режиссером. Государственная премия, другие знаки отличия в литературе.
Но для российского писателя знаком отличия всегда было, что называется, гражданским поведением. Когда в Переделкино хоронили гонимого властями поэта, это он, Поженян, читал у открытой могилы:
"И Сталин в землю лег.
И Пастернак.
Поэт и царь.
Тиран и Божий дух..."
Григорий Поженян уберег себя от той войны в литературе, на которую вдохновляла писателей власть, он не подписывал обличительных писем, спускаемых сверху. Но он же никогда не был выраженным диссидентом. "Жить с правдой, как с ребенком на руках" - было его правилом. Резкий, яркий, даже хулиганистый в жизни, остроумный в своих устных рассказах, в лирической поэзии он оставался прежде всего мужчиной. Женщины сразу отличали поженяновскую "сталь и нежность" от "душещипательности" или "бесполости" иных поэтов.
Если же его волновала проза нашей жизни, он не скатывался до "злобы дня". Его оценка происходящего до последнего дня оставалась метафоричной: "С колен не встали вставшие с колен. Свободные остались несвободны".
Думаю, что он был свободнее многих из нас. Эту свободу он завоевывал каждым днем и каждой строкой. А прожить жизнь так - значит победить. Что Григорий Михайлович Поженян и сделал. В соответствии с песней, оспаривающей саму смерть.
Вечная память победившему.