"МЫ ЖДЕМ АБДУЛОВА"

В приветливом здании из красного кирпича трудно заподозрить "дом смерти". Не чувствуется она за цветами и картинами в светлых коридорах, чистых просторных комнатах. Но на солнечном дворике их обитатели лежат на кроватях-каталках - только так большинство из них могут гулять. Эти люди получили приговор с открытым сроком исполнения, но его ожидание здесь делают менее болезненным и страшным. Первый Московский хоспис отметил двойную годовщину - 13 лет существования и 10 лет работы стационара. Не исключено, что именно здесь проведет отпущенные ему дни жизни великий русский актер Александр Абдулов.

Бессменный главврач Вера Миллионщикова прошла трудовой путь от рождения до смерти. Полжизни проработала в акушерстве, а в начале 90-х, когда и здоровым жилось не просто, решила заботиться о смертельно больных. И создала первый в столице хоспис для онкологических пациентов с четвертой стадией рака.
- Начинали мы с выездной службы, - рассказывает Вера Васильевна. - Сейчас наши бригады обслуживают более 200 человек в Центральном округе - оказывают все виды помощи на дому. А в 97-м году мы открыли еще и стационар на 30 коек. Оба отделения компенсируют друг друга, поэтому мы успеваем оказать помощь всем. Очередь за смертью недопустима, как и плата за нее. Наш основной принцип работы - безвозмездность, денег с пациента не берем - ни через кассу, ни в карман.
Хоспис на 80 процентов финансируется бюджетом, на 20 - благотворителями. Сейчас это одно из лучших заведений в Москве по уходу за больными. Обустроенные палаты, шестиразовое питание, вежливый персонал. Стационар круглосуточно открыт для посещения и даже проживания родных. Обычно пациенты проводят здесь несколько недель.
- Пациента госпитализируют, если невозможно справиться с симптомами болезни на дому - например, снять болевой синдром, - говорит Вера Миллионщикова.
Антонина Сущина наблюдается в хосписе уже два года, в стационар за это время попадала восемь раз.
- Тут лучше, чем в любой больнице, - считает она. - Там и перевязки больно делали, пролежни были до костей. А здесь за мной хорошо следят, и дочку научили.
Дочке приходится спать на одной кровати с внуком - вся семья живет в однокомнатной квартире. В таких случаях еще одно назначение стационара - дать психологическую передышку родным.
- С ними бывает больше сложностей, чем с самими пациентами, - говорит Вера Миллионщикова. - Длительная болезнь, ожидание позволяют больным адаптироваться к мысли о смерти. А для родных, чем ближе к концу, тем хуже. Боль, бессилие, чувство вины, причем не редко выплескивают эмоции на больного или на персогнал.
А после смерти многие родные пытаются облегчить страдания других, и устроиться в хоспис добровольцами.
- Но мы можем взять их только через три года, когда несколько утихнет горечь утраты, - говорит Вера Миллионщикова. - А вообще устроиться к нам на работу довольно трудно.
Первые 60 часов работы на безвозмездной основе, еще три месяца испытательный срок. На этом этапе отсеивается больше половины соискателей. А в итоге остаются те, кто умеет слушать и сострадать - это главный критерий отбора персонала.
- Меня привезли сюда год назад после операции и поставили на ноги. У меня рак, но здесь снимают тяжесть восприятия смерти, потому что человек все время окружен заботой, - Наталья Леонидовна - лингвист, работает даже в хосписе: переводит английские сказки. Кроме того, в хосписе празднуют день рождения каждого больного, устраивают концерты.
- Был такой пациент Саша Никулин - во всех влюблялся, на всех жениться хотел, - улыбается Вера Васильевна. - Зато за 2,5 года у него было немало хороших минут. Другая пациентка, художница, пыталась флиртовать с каждым новым мужчиной. Но только она успеет прихорошиться, как уже все кончилось. Она так расстраивалась всегда. Я ей говорю, милая, вы не там ищете. Она пробыла у нас год.
Любовь родных, забота персонала могут продлить срок и уменьшить страдания. Пусть приговор вынесен без всякого преступления, но в итоге все истории болезни кончаются одинаково. Здесь это знают и поэтому пытаются дать лучшее отношение, какое могут получить невинно осужденные на смерть.
В последние дни в прессе активно перемывались косточки легендарному Александру Абдулову, у которого четвертая стадия рака и от которого даже отказались израильские врачи. Так вот в Первом Московском хосписе готовы его принять.
- Мы, конечно же, окажем Александру помощь, если он обратится к нам, - сказала на прощание Вера Васильевна. - Дадим отдельную палату, создадим необходимые условия. Наш долг помогать любому, известному и нищему.