Госбюджет выборы не испортит

Проект казны на 2012 год обещает рост по всем показателям, кроме инфляции и дефицита

Минфин опубликовал проект бюджета на 2012 год и планы на ближайшую трехлетку. Документ носит оптимистичную окраску, усиленную недавним прогнозом цены на нефть в 100 долларов за баррель.

Ведомство Алексея Кудрина представило проект бюджета. Новый документ накануне думских выборов и в преддверии президентских изобилует красивыми цифрами. Бюджет исходит из 56,7 трлн. рублей ВВП и инфляции на грядущий год, не превышающей 6%. Это первый позитивный признак. В прошлом году инфляция прогнозировалась 6,5%, а ВВП — только в 50,3 трлн. То же и с доходами: в 2012-м объем их поступлений был 11,8 трлн. рублей, а в 2011-м план составлял только 8,8 трлн.

Прогнозы на 2013 и 2014 годы выглядят еще более радужными: ВВП растет до 64,8 и 72,4 трлн. рублей соответственно, а инфляция еще больше падает: в 2013-м — до 5,5% и в 2014-м — до 5%.

Расходы на будущий год подросли. Если на 2011 год было запланировано только 10,7 трлн. рублей, то на будущий год правительство планирует потратить уже 12,7 трлн. Впрочем, на фоне сократившегося до 1,3% ВВП дефицита (против 4,4% в прошлом году) эта величина не выглядит пугающей. Абсолютные цифры дефицита даже невооруженному глазу кажутся скромными — 870 млрд. рублей.

Также оптимизма добавляет снижение внешнего долга. Верхний предел его на будущий год отмечен в 48,4 млрд. долларов. Для сравнения: в прошлом бюджете эта цифра была значительно выше — 55,6 млрд. долларов. Внутренний долг РФ, в свою очередь, подрастет на целый триллион — с 5,2 до 6,2 трлн. рублей. Это также выглядит экономическим стимулом — 5,7% от этой суммы вольются в итоге во внутренний рынок.

Общий рост, как и заявлялось ранее, постиг и социальные выплаты. Так, в 2012 году размер материнского капитала вырастет почти на 20 тысяч и составит 387,6 тысячи рублей против 365,6 тысячи рублей в нынешнем. Размер накопительного ипотечного взноса для военнослужащих увеличится до 205,2 тысячи рублей (в 2011-м — 189,8 тысячи). Прожиточный минимум (а пропорционально ему и пенсии) в ближайшие три года также будет расти. В 2012-м он определен в размере 5564 рублей, в 2013-м — 6297 рублей, а в 2014-м — 6782 рублей. Для сравнения: в текущем году минимум составлял лишь 4938 рублей, на 2012 и 2013 годы планировался в размере 5343 и 5765 рублей соответственно.

Весь описанный подъем при этом сопровождается внушительным ростом резервов. Так, Резервный фонд по итогам 2011 года должен составить 1,8 трлн. рублей, в 2012 году он увеличится до 2,4 трлн, в 2013 году — до 3,2 трлн., в 2014-м — до 4,2 трлн. Фонд национального благосостояния (ФНБ) в 2012 году вырастет до 2,7 трлн. рублей, а к 2014-му составит уже 2,8 трлн. Следует отметить, что Резервный фонд растет значительно быстрее, чем ФНБ. На начало года первый составлял лишь 775 млрд. рублей, а второй — 2,6 трлн.

Характеризуя бюджет в целом, источник в правительстве РФ заявил сегодня журналистам, что основная позиция в формировании документа состоит в сдерживании объема расходов. «На данный момент позиция состоит в том, чтобы не увеличивать общий объем расходов, а ограничиться перераспределением расходов внутри их общей величины», — сказал он.

По словам источника, в случае внесения новых поправок в процессе обсуждения проекта бюджета в парламенте новые расходы будут покрываться за счет экономии, то есть снижения расходов по другим статьям бюджета.

Заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Александр Коган, комментируя «Труду» проект бюджета, заявил что, несмотря на принятые меры по снижению налогов на прибыль, поступления в бюджет до сих пор не вышли на докризисный уровень. Кроме того, по словам парламентария, благоприятствующая увеличению социальных расходов конъюнктура рынка может таить в себе опасность серьезного недополучения бюджетом запланированных доходов от нефтегазовой отрасли.

«В Европе сейчас неоднозначные настроения. Италия вот, например, заявила, что им в ЕС неуютно. Сложные ситуации с кредитами у ряда стран. Если произойдет что-либо с Еврозоной, которая у нас один из крупнейших потребителей газа, бюджетные ожидания могут оказаться под угрозой», — считает Коган.

Во избежание подобной ситуации, по его мнению, следует гораздо осторожнее относиться к наращиванию социальных выплат и сосредоточиться на увеличении Стабилизационного фонда, избегая его тотальной эксплуатации в целях покрытия дефицита бюджета.

Главные же интриги бюджета поджидают на стадии его исполнения, когда появляются неучтенные доходы и вносятся изменения. И оппозиция, и даже глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев заявляли, что бюджет корректируется слишком часто.

«Бюджет должен корректироваться два раза в год: по итогам полугодия и в конце года, когда принимают следующий бюджет, — заявил „Труду“ Васильев. — Четыре раза в год — это слишком часто». В Госдуме новый бюджет будет рассмотрен в первом чтении 20—21 октября.