Главная Наука и технологии 00:02 21 Сентября 2018 3866
А вас, Ми-8, я попрошу остаться! Продолжение

Можно ли запретом на полеты старых, но еще надежных вертолетов стимулировать производство новой техники?

Андрей Бычков, конструктор Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля, с 1968-го по 2017-й - начальник ОКБ, заместитель главного конструктора
Фото: globallookpress.com

На эту идею чиновников от авиации наши эксперты дали однозначно отрицательный ответ («Труд» от 7 сентября 2018 года). Тему продолжил человек, знающий ситуацию в этой сфере не понаслышке. Известный конструктор, полвека проработавший в знаменитом КБ завода Миля, делится своими мыслями и выводами.

Для того чтобы понять ситуацию в отрасли, надо для начала взглянуть на кадровый состав руководителей холдинга «Вертолеты России» последних лет, меняющийся каждые четыре года. Так вот, никто из них не имеет профильного образования. Они профессионального авиационного языка не понимают, не говоря уже об авиационных базовых понятиях. И эти люди, ничтоже сумняшеся, соглашаются управлять вертолетной отраслью.

Кстати, самодостаточный человек с чувством собственного достоинства только лишь за шкурный интерес никогда не согласится управлять делом, в котором ничего не смыслит, — репутация дороже! А эти товарищи готовы управлять чем угодно, от завода-гиганта до театра кабуки, пока не угробят дело и не начнут очередной забег по высоким кабинетам в поисках следующей руководящей (и, конечно же, высокодоходной) должности.

Невежество, несостоятельность стали настолько привычным делом там, где раньше требовались высокая компетентность, опыт и ответственность, что уже никого не изумляют взлеты «эффективных менеджеров». Вчера они управляли автомобильным гигантом, завтра их бросают на космос, оттуда катапультируют в следующее руководящее кресло. Возможны варианты, но закономерность такова: дело, которым руководит невежество, где тихо и незаметно, а где и с треском, но обязательно умирает.

Такую картину мы видели воочию. На Московском вертолетном заводе изменили структуру управления как бы на заграничный манер, руководствуясь лишь административным зудом. Новые менеджеры по определению не могли вписаться в сложную структуру школы Миля. Ни знаниями, ни опытом, ни уровнем культуры, соответствующими школе вертолетного творчества и обеспечивающими авторитет руководителям, они не обладали. Выход в таких случаях один: разделяй и властвуй. Так оно и случилось. Если раньше был единый центр принятия решений — генеральный конструктор со своими экспертами — замами по темам, то с введением директоров программ и всяких прочих служб таких центров стало множество, аппарат их вырос на порядки. Возник (и не сам по себе, а искусственно созданный) хаос. При этом должность генерального конструктора пришельцы обнулили, отобрав у него большую часть полномочий.

И это вовсе не исключительный случай. Такая смена менеджмента прокатилась практически по всей оборонке, куда власть направила своих клевретов оптимизировать (якобы в государственных интересах) финансовые потоки. Холдинг «Вертолеты России» наложил лапу не только на МВЗ имени Миля, но и на все остальные предприятия вертолетной промышленности, сосредоточив их обороты в одних руках. По сути, правильное решение о структурировании промышленности поручили профанам. Как ни тривиально звучит, но все действительно познается в сравнении. Так вот, на фоне новых управленцев из экономистов и юристов все предыдущие, по образованию инженеры, выглядят просто академиками менеджмента.

Впрочем, творческое предприятие, на котором в течение 10 лет сменились несколько руководителей, по определению не может не испустить дух. Но это не смущало создателей холдинга — даже наоборот. Порой создавалось впечатление, неуклонно переходящее в уверенность, что взявшимся за штурвал дилетантам профессионалы действуют на нервы. А к чему это ведет? Те, кто разбирается в деле, понимают, что задавать неудобные вопросы начальству — занятие бессмысленное и себе дороже. Не стоит начальников, у которых и руки, и голова растут из другого места, раздражать — и это становится единственным правилом выживания на предприятии. Ну а начальники, убедившись, что дело валится в тартарары, несмотря на все их мудрые установки, приходят к стандартному выводу: их подчиненные — саботажники, не хотят или не могут принять новые, современные правила ведения бизнеса, пытаются обдурить и жить по старинке. А противную мысль про то, что раньше эти же мастодонты делали технику не хуже других, а иногда и лучше всех в мире, можно отбросить куда подальше.

Время уходит, а с ним и последние профессионалы. Серьезной работы, которая бы позволяла передать опыт молодежи, нет. Тупик. «Школа» убита. И это пострашнее всех антироссийских санкций.

В приложении к авиастроению старая дилемма «первична курица или яйцо» звучит так: прибыль рождает технику или техника — прибыль? Для ответа целесообразно задаться другим вопросом. Кому проще разобраться в тонкостях: технарю в финансах или финансисту в технике? Опыт и здравый смысл подсказывают, что руководителю-технарю финансовые проблемы на уровне предприятия элементарно постижимы. Как говорится, не бином Ньютона. На уровне предприятия экономики как науки нет. Экономика — это кредит, его ставки, налоги, валюта, банки, инфляция. Поэтому экономист или финансист (тем более юрист) на уровне предприятия занимается не экономикой, а скорее элементами бухгалтерии. И они никогда не разберутся в тонкостях разработки и производства высокотехнологичной продукции так, чтобы суметь сделать верный прогноз по ее перспективному развитию с реализацией соответствующего проекта.

Ну кто виноват, что техническая интуиция приобретается только с опытом создания продукта! Финансовая интуиция, если она и существует, не поможет. Типичный пример — провалы с затеями Ё-мобиля миллиардера Прохорова и вертолета Мамута. Новые технологии, обеспечивающие самую прибыльную временную монополию для бизнеса, создают технари, а не финансисты. Современные тому примеры: Нойс, Гейтс, Джобс, Цукерберг. А вот примеры постарше, но не менее убедительные: Форд, Карнеги, Истмен, Уотсон. Именно отсюда и вывод известных стокгольмских профессоров: «Бизнес пляшет под дудку таланта».

Письмо в «Труд»

— Могу сказать, что ваша статья о Ми-8 вызвала большой интерес в среде профессионалов. В ней, в частности, говорится о бездействии холдинга в вопросе использования Ми-8 на местных авиалиниях. Они руководили отраслью с 2006 года, а теперь, оказывается, внутренний рынок не охвачен, потому что нет новых вертолетов... А откуда им взяться?

Простой пример. Сравним эффективность управления целиком авиационной отраслью в стране. Так вот, 30 лет назад в Шестом главке Министерства авиационной промышленности, который курировал фирмы Ильюшина, Туполева, Антонова и Миля со всеми их серийными заводами, работали 62 человека. Еще некоторое число чиновников по авиационной промышленности было в Госплане и Совете министров. Возможно, в сумме и набралась бы сотня управленцев. А сегодня только в «Вертолетах России», управляющей вертолетной промышленностью компании, работают несколько сотен человек. А над ними еще есть надстройки в виде «Ростехнологий»... Синекура. И это притом что за время существования этих руководящих, управляющих и надзирающих структур никаких новых летательных аппаратов создано не было.

Выводы делайте сами.

Автор попросил не указывать его имени, поскольку опасается потерять работу в холдинге.

Не успела Москва прийти в себя от необычно обильных снегопадов, как ее накрыло очередное аномальное погодное явление - ледяной дождь

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Для метеозависимых, а также для водителей, происходящее за окном – сущий ад. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувший понедельник, 12 февраля, Москву, еще не вполне оправившуюся от необычно обильных снегопадов, накрыло очередное аномальное погодное явление — ледяной дождь. Вместе с ним пришло резкое потепление —...

Наука и технологии 17:30 / 17 Февраля 2024 4378
Технопарк

День батарейки приурочен к дню рождения Алессандро Вольта

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве Алессандро Вольта. Фото: © Science Museum, globallookpress.com

Любите праздники? Тогда вот вам еще один: 18 февраля в мире отмечают День батарейки, приуроченный ко дню рождения Алессандро Вольта. Итальянский физик, химик и физиолог появился на свет в 1745 году. Это в его...

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал...

Искусственный интеллект помог найти невесту. Но обеспечит ли он любовь?

Ирина Хмара
Труд
Из 5239 претенденток чат-бот выбрал невесту Александру Жадану. В августе Саша и Карина планируют сыграть свадьбу. Фото из открытых источников

Накануне Дня всех влюбленных самое время задуматься, как находят друг друга на этой земле счастливые пары. Старый как мир вопрос — и разные, в зависимости от того, какая эпоха на дворе, ответы. Ну а этот...

ИИ научился распознавать предвестников инфаркта

Труд
Фото: © Artur Cupak, globallookpress.com

ИИ знает, чем сердце успокоится Ученые Пензенского университета с коллегами из Казахстана обучили нейросеть расшифровывать данные электрокардиограммы (ЭКГ) и ставить точный диагноз за доли секунды. Искусственный интеллект...

В России впервые с начала нулевых вырос спрос на компьютеры, собранные из отдельных комплектующих

Максим Башкеев
Труд
Дело это нехитрое. Архитектура любого десктопа — фактически конструктор. Фото: Mark Richards, Mark Richards/Zumapress.com, globallookpress.com

Объясняется это просто: брендовых системных блоков на рынок сейчас поступает гораздо меньше, чем раньше, а вот с их компонентами проблем нет. К тому же кастомные — то есть сделанные по индивидуальному...

Модельный ряд включает седан, компактный кроссовер, кросс-хэтчбек и другие

Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Компания AGR Automotive Group (ООО «АГР») объявила о старте производства автомобилей под брендом Solaris и их продаж на российском рынке. Об этом сообщает «Интерфакс». В заявлении пресс-службы компании сказано, что модельный...

Самой страшной угрозой для техники и солдат на передовой стали вражеские FPV-дроны 

Фото: www.mil.ru

Известный военный обозреватель и блогер-миллионник Юрий Подоляка рассказал, в чем сейчас острее всего нуждаются российские бойцы на передовой. По свидетельству военкора, потребностью номер один являются сейчас станции радиоэлектронной борьбы...

Как отметил Сергей Кабышев, это позволит российским журналам заполучить авторитет во всем мировом сообществе

Фото: Bocharov Denis/news.ru, globallookpress.com

В Госдуме призвали обратить внимание на создание национальной системы наукометрии. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова комитета ГД по науке Сергей Кабышев, в 2024 году эту задачу необходимо выполнить. «Наукометрию нам нужно всем...

Система видеоаналитики «Сфера» работает с 1 сентября 2020 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

С помощью системы видеоаналитики «Сфера» в сотрудничестве с полицией в столице удалось выявить практически 1,5 тысячи опасных преступников. Об этом сообщает пресс-служба департамента транспорта Москвы в своем Telegram-канале. «Система...

Российский лидер провел полчаса за штурвалом стратегического ракетоносца-бомбардировщика 

Путин беседует с журналистами сразу после полета на Ту-160М. Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин поделился с журналистами своими впечатлениями от полета на стратегическом ракетоносце-бомбардировщике Ту-160М «Илья Муромец». Об этом сообщает Telegram-канал Shot. «Мы получаем новую...

За реализацию идеи активно ратуют чиновники, решившие удивить туристов 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Глава Высшего совета по древностям Египта Мостафа Вазири заявил, что всемирно известные пирамиды ранее были облицованы гранитными плитами, потому их якобы нужно реставрировать и привести к первоначальному виду. Сообщается, что «реставрационные...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

«Труд» давно следит за драматической судьбой этого самолета

Анатолий Журин
Труд
Развал СССР ввел перспективную машину в штопор

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о том, что сроки давно обещанных поставок отечественных лайнеров в очередной раз «сместились вправо» — перенесены на 2026 год, а если...

Особым спросом у иностранных заказчиков пользуются ракетно-пушечные зенитные комплексы «Панцирь» 

Фото: www.kremlin.ru

В минувшем году страна продала на внешних рынках вооружения на миллиарды долларов. Об этом российский лидер Владимир Путин сообщил в пятницу, 2 февраля, на встрече с участниками форума «Все для Победы!» в Туле. «Надо сказать,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?