Провод с мертвой петлей

Аварии воздушных судов с «участием» проводов повторяются с пугающей частотой

В начале сентября «Труд» писал об очередной трагедии в подмосковном небе: частный вертолет зацепился за провода, упал и унес жизни пилота и пассажира. Минувшим летом в районе Серпухова легкомоторный самолет задел крылом ЛЭП, в Чечне Ан-2 на взлете налетел на провода линии электропередачи... Крушения повторяются с пугающей частотой. И, что самое горькое, совершенно точно известно, почему так происходит.

Погибают отнюдь не только воздушные лихачи или хулиганы. В Красноярском крае в апреле 2002 года в условиях плохой видимости столкнулся с опорой ЛЭП вертолет Ми-8 губернатора Александра Лебедя, тогда вместе с главой региона погибли еще семь человек. Чудом выживших летчиков обвинили в нарушении правил безопасности полетов. Через пять лет под Ижевском зацепился лопастями за провода и упал в озеро Robinson R44. Погибли пять человек, включая главу «ЕР» в Госсовете Удмуртии Данила Белоголовкина. В трагедии снова обвиняли пилотов...

А ведь дело совсем не в них. Россия — одна из немногих в мире стран, где линии электропередачи не нанесены на аэронавигационные карты. Мало того, высоковольтные провода ЛЭП практически нигде не обозначены элементами дневной и ночной маркировки. А все это давно уже является обязательными требованиями стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В Международном консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов» постоянно бьют по этому поводу в колокола. Еще четыре года назад эксперты этой организации официальным письмом в адрес председателя правительства РФ сигнализировали о необходимости обратить внимание на одну из главных причин трагедий в малой авиации — отсутствие дневной и ночной маркировки высоковольтных проводов. При этом напоминали о том, что элементарно игнорируется Федеральный закон РФ от 25 декабря 2012 года, который внес важнейшую поправку в Воздушный кодекс РФ (статья 24.1). Она гласила, что все меры, принимаемые в рамках государственной системы управления безопасностью полетов, должны вписываться в мировые авиационные правила. А это значит, что линии электропередачи в обязательном порядке следует маркировать оранжевыми шарами, позволяющими видеть их в светлое время суток, и светящимися элементами, видимыми в темное время.

Росавиация доводила до чиновников правительства и депутатов тревожную статистику. Всего за 20 лет в стране из-за столкновения с ЛЭП произошло 36 авиационных происшествий, из них 16 катастроф, похоронивших 52 человека. Тогда казалось, что тревожный сигнал авторитетных авиаэкспертов услышан. Министерство энергетики выпустило стандарты по маркировке ЛЭП, комитет по транспорту Госдумы подготовил соответствующий законопроект. Который, как это часто бывает, лег под сукно. И на этом все усилия законодателей и исполнительной власти заглохли.

— Законопроект пылится в Госдуме, — резюмирует президент Агентства «Безопасность полетов», член Всемирного фонда безопасности полетов Валерий ШЕЛКОВНИКОВ. — Федеральные авиа-ционные правила маркировки проводов ЛЭП остались без изменения. На аэронавигационных картах даже в районе международных аэродромов ЛЭП не обозначены. Что еще должно случиться, какой гром грянуть, чтобы наши чиновники и депутаты повернулись лицом к решению этой проблемы? Их равнодушие крайне опасно, учитывая хотя бы совсем недавний случай снижения в районе аэродрома Домодедово до высоты 100 метров самого крупного в мире пассажирского самолета А380, на борту которого находились 446 человек. В случае столкновения с ЛЭП стране был бы нанесен огромный имиджевый и финансовый урон.

Кстати, угроза безопасности подстерегает в том числе и выполнение особо важных полетов на малых высотах, часто в сложных метеорологических условиях, с немаркированными в дневное и ночное время проводами ЛЭП в районах посадочных площадок: Кремль, Дом правительства, Огарево, Завидово, Горки-9. Ау, чиновники и депутаты, вам совсем не страшно летать?