НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ДОБРО

Обстоятельно, по-немецки несколько месяцев обсуждали местные власти проблему - стоит ли восстанавливать звание почетного гражданина столицы Германии генералу Николаю Берзарину, первому коменданту Берлина, или не стоит, сохранить ли его имя в названии улицы и площади. Решили голосами партии Христианско-демократический союз окончательно и бесповоротно - не стоит.

Усилия социал-демократов и беспартийных общественных организаций города оказались, таким образом, тщетными. Напомню историю. Недолго пробыл на своем посту коменданта Берлина Николай Берзарин - с 28 апреля по 16 июня 1945 года. Но успел энергичный военачальник за пару месяцев сделать немалое для жителей поверженной столицы третьего рейха.
В полностью разрушенном городе восстановил все необходимые для нормальной жизни коммуникации, наладил снабжение продуктами питания, помог начать занятия в школах, отнесясь очень терпимо к учебным программам, включая преподавание религии. Даже далекие от симпатий к коммунистам тогдашние берлинские политики отметили, что Николай Берзарин подбирал сотрудников в городские управления не по идеологической близости, а по деловым качествам и честному отношению к обязанностям.
В 1965 году ему присвоили звание "почетного гражданина Берлина". Спустя два года после объединения Германии по инициативе ХДС было принято решение вычеркнуть его имя из списка почетных граждан. В качестве официального аргумента было выдвинуто обвинение в том, что Берзарин-де участвовал в депортации тысяч жителей Прибалтики в 1940 году.
Но дело в том, что генерал оказался там только в самый канун Второй мировой войны и уже по этой причине не мог иметь никакого отношения к событиям 40-го и первых месяцев 41-го годов в Прибалтике, что документально известно и немецким властям. Нынешний бургомистрат Берлина оказался явно в неловком положении и потратил несколько месяцев для поиска других "аргументов". Нашли всего два. Во-первых, советский комендант "не издавал приказов, запрещающих проявления насилия советскими солдатами в отношении немецкого гражданского населения" и, во-вторых, "выселил 31 семью, расположив в их квартирах советские административные учреждения".
Надуманность этой "мотивировки" берлинского руководства более чем очевидна. Приказ по войскам, запрещавший недостойное поведение советским воинам, был подписан главнокомандующим Сталиным. Переселение же немцев в первые послевоенные месяцы в силу официальных потребностей союзников практиковалось руководством всех оккупационных держав, причем западными в гораздо более широких масштабах.
Так устроен человек, что ему надо напоминать о былом, - иначе и памятников не стоило бы ставить. И жаль, что генерал Берзарин изгнан из памяти немцев. Но в нашей памяти этот человек останется.