"ШИПЫ" И РОЗЫ ЗИМНЕГО ВОЖДЕНИЯ

Холодно, слякотно, скользко - так можно охарактеризовать осеннюю пору на дворе. Но вот что удивительно: для многих водителей она совершенно неожиданна. Не оттого ли, как отмечают работники ГАИ, именно сейчас число аварий на дорогах резко выросло. И так каждый год. Между тем как раз осень может стать союзником автомобилиста в его мучительном, но неизбежном переходе, так сказать, на зимние рельсы. К морозам и снегу надо заранее готовить не только машину, но и себя. Октябрь - самое удобное время для этого.

НА ШИНЫ НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ
Если ваша машина не заводится, если она глохнет, промерзнув за ночь под окном, если даже в салоне не держится тепло, - все это ерунда по сравнению с авариями. Сегодня хоть на экран не смотри - такие страшилки показывают. Поэтому начать подготовку к зимнему сезону лучше всего с проверки, насколько ваш автомобиль безопасен на мокрой и скользкой дороге. Я записал советы моего знакомого - классного автослесаря и отменного водителя Сергея Алексеева. Почитайте их внимательно, может, что и пригодится.
"Я вижу изуродованные автомобили каждый день. А за ними - самонадеянность автолюбителей. Говорю это как специалист. Вот этот водитель со стажем прибыл в мастерскую с помятым боком и вихляющим колесом. Матерится: проклятый гололед! И тормозил на включенной передаче, и скорость была не велика, а машину занесло на бордюр, да еще и на фонарный столб. Мне стало сразу ясно: углы установки колес ни к черту. Пожалел гражданин денег и времени на то, чтобы вовремя сделать сход-развал. И до морозов у него машину тянуло немного вправо, а на скользкой дороге дефект дал себя знать по "двойному тарифу". Вот и бросило автомобиль на столб. Даже маленькая неточность углов установки колес увеличивает в несколько раз вероятность аварии при гололеде.
Про резину я уже не говорю. Она должна быть хорошей и подобрана по рисунку и жесткости соответственно погоде. В любом магазине вы найдете таблицы, по которым легко определите, какая резина нужна вашему автомобилю. Но есть тут и свои тонкости. Например, многие ленятся проверять давление в шинах. Зря. Ведь от давления зависит устойчивость машины. Неравномерное распределение нагрузки на колеса создает очень серьезные проблемы в управлении. Приспущенное колесо утянет машину в сторону в самый неподходящий момент. Конечно, лучше будет, если вы поставите где-то через недельку зимнюю резину. Я лично предпочитаю без шипов. Это удобно и выгодно с нескольких сторон. Нешипованные колеса лучше ведут себя при гололеде, шипы больше пригодны для снега, которого в городе не так уж и много.
Другой момент. После лета асфальт покрывается тонким слоем отходов от сгорания бензина, солярки и остатков изношенной резины. В Москве дорожные службы каждый год обещают, что пустят специальную технику, которая этот противный слой снимает. Но я что-то такого не встречал. В результате асфальт, когда на него попадают противоледные реагенты, становится опасно скользкой кашицей. По-моему, это хуже, чем гололед. Корку льда хотя бы видно, а кисель скрывает все неровности дороги, и ты не знаешь, что там - внизу. Зимняя резина еще нужна и для страховщиков. Если они обнаружат, что в момент аварии на вашей машине стояла летняя резина, то могут и не оплатить ущерб. Против шипованных колес я ничего против не имею, но с ними надо быть осторожным. И не только потому, что они ведут себя непредсказуемо на льду, а еще и потому, что шипы имеют обыкновение вылетать из своих гнезд. Особенно это касается отечественной резины. Летящий шип - это пуля. Может пробить стекло, помять кузов. Так что держитесь подальше от автомобилей с шипованной резиной.
Проверки и ревизии перед настоящими холодами требует вся ходовая система. Выберите время, загоните машину на яму и проверьте все до трубочки, до винтика. Сайлент-блоки, шарниры подвески, рулевые тяги, пыльники шрусов и так далее и тому подобное. Все резиновые трубки, защитные покрышки и даже боковины колес желательно смазать специальными жидкостями, чтобы они даже случайно не потрескались во время серьезных холодов зимой.
Рулевому управлению и тормозам - первостепенное внимание. Никаких утечек жидкостей из гидравлической и тормозной систем быть просто не должно. Там, где летом только капает, зимой будет течь струей - не забывайте об этом. Но даже тогда, когда все эти системы приведены в божеский вид, не забывайте перед выездом проверить, как ваша "лайба" тормозит и слушается ли она руля.
Некоторые водители не придают значения чистоте стекол - как снаружи, так и изнутри. Между тем грязь, запотевание снижают видимость и частенько приводят к аварии. Да вот пример. Вы курите в машине. Стекла изнутри покрываются тончайшей пленкой. Днем ее незаметно, а в темное время именно эта пленка дает отблеск от фар встречных машин и слепит глаза. До беды при таком раскладе рукой подать.
Из приемов вождения назову только один. Уже сейчас забудьте, что у вас есть педаль сцепления во время торможения. При слякоти, гололеде никогда не тормозите с выключенной передачей или выжатым сцеплением, как вы привыкли делать летом. Машину может так бросить, что и не успеете глазом моргнуть, как окажетесь на обочине или въедете в чей-то багажник. Конечно, лучше всего при первых заморозках найти скользкую площадку и покататься по ней основательно, чтобы привыкнуть, вспомнить, как ведет себя ваша машина на льду.
НЕТ ВРЕМЕНИ - ЕЗЖАЙ В МАСТЕРСКУЮ
Многие жалуются, что на серьезную подготовку автомобиля к зимнему сезону у них не хватает времени. Я считаю это отговоркой. За зиму, если машина не приведена в порядок, вы потеряете времени в несколько раз больше на устранение различных проблем, чем потратите его на эту самую подготовку. Лучше всего ее сделать в мастерской. Но тут надо держать ухо востро. Осеннее техническое обслуживание включает в себя около 40 пунктов, если делать его, как говорится, по полной программе. Я остановлюсь только на главных.
1. Тосол, антифриз. Если вы летом добавляли воду, то лучше жидкость поменять вовсе. И не надо скупиться. Не покупайте тосол и антифриз у придорожных торговцев - возьмите что-нибудь фирменное. Спокойнее будете себя чувствовать и моторчик сбережете.
2. Аккумулятор надо сделать "зверем". Прежде всего проверьте уровень электролита. Это просто. Откройте пробки и посмотрите, не вздумайте совать туда палец: кислота все-таки. При низком уровне электролита долейте дистиллированную воду. Плотномером проверьте плотность электролита. Если она в ячейках сильно отличается, то лучше аккумулятор заменить. Выровнять плотность трудно. При температуре плюс 15-20 градусов плотность должна быть не меньше 1,27 г/куб см во всех банках.
3. Замените летнее масло на зимнее. Масел сейчас много, но вы опять сделайте упор на фирменное.
4. Залейте в бачок омывателя стекол "незамерзайку".
5. На зиму лучше поменять свечи или хотя бы вычистить старые и уменьшить зазор между верхним электродом и нижним. Пару хороших свечей бросьте в багажник. Попутно туда же забросьте крышку трамблера, ремень генератора, пару проводов для "подкуривания", камеру, тосол, тормозную жидкость, жидкость для удаления влаги с высоковольтных проводов, трамблера и свеч, лопатку, веник, трос. А также: специальный скребок с гребешком для удаления наледи на стеклах и аэрозоль против отпотевания для нанесения на стекла с внутренней стороны.
Вот, собственно, и все. Однако каждому не помешают советы профессионалов. Они касаются некоторых приемов, которыми можно победить любой мороз и быть королем в своей машине. Я их просто перечислю.
1. Чтобы двигатель запускался без проблем, можно с вечера добавлять в масло специальные жидкости, на крайний случай - полстакана бензина. После добавления дать мотору 2-3 минуты поработать.
2. Не оставлять на ночь машину с включенной передачей.
3. При запуске обязательно выжать педаль сцепления.
4. Если мотор не заводится, не "гоняйте" зря стартер: посадите аккумулятор. Лучше всего найти поломку и устранить ее. Буксировкой для запуска двигателя нужно пользоваться в самом крайнем случае. Желательно, чтобы за рулем в это время сидел профессиональный водитель. За неимением такового помните: буксировать машину надо только по твердой, не покрытой льдом дороге, включать третью передачу только после хорошего разгона и тогда же добавлять газ, соблюдать правила безопасности.
5. После запуска дать прогреться двигателю хотя бы до 60 градусов (рабочий режим - 90).
6. После прогрева включить печку и дождаться, чтобы стекла стали чистыми.
7. Замерзшие замки можно отогревать прикуривателем от другой машины.
8. Перед выездом опробовать тормоза, протереть стекла фар и габаритов, номерные знаки.
9. При малейшем тумане, снегопаде включать габариты или ближний свет.
10. Протрите резиновые уплотнители на дверках, чтобы они не полопались во время морозов.
Те водители, у кого на авто стоит двигатель с инжектором, надо помнить несколько тонкостей при запуске. При пуске мотора надо повернуть ключ в замке в положение "зажигание" и подождать немного, чтобы бензонасос закачал в двигатель топливо. Вторая тонкость, о которой, кстати, многие забывают. Категорически запрещается во время запуска инжекторного двигателя нажимать на педаль газа. Электроника - вещь умная, она сама готовит топливную смесь, необходимую двигателю, и мешать этому процессу нельзя.
Удачи!