ВОСЬМАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

После полугодовой задержки наш космонавт Александр Калери все-таки прибыл вчера на Международную космическую станцию (МКС). Он должен был прилететь в звездный дом еще в апреле вместе с Юрием Маленченко и Эдвардом Лу, но после катастрофы шаттла "Колумбия" решили уменьшить постоянно работающий на станции международный экипаж с трех человек до двух (в целях экономии расходных материалов). И Калери перевели в дублирующий экипаж.

Два дня назад,18 октября, он вместе с американцем Майклом Фоэлом и астронавтом Европейского космического агентства испанцем Педро Дуке стартовал с Байконура. Все трое имеют техническое образование. Калери и Фоэл, члены восьмой длительной экспедиции, будут работать на станции, сменив Маленченко и Лу, около 200 суток, а Дуке вернется на Землю через 10 дней. Полет стартовавшего в субботу российского корабля "Союз ТМА-3" проходил точно по графику, и вчера в 11 часов 16 минут московского времени он мягко причалил к МКС.
Экипаж восьмой экспедиции будет проводить научные и технические эксперименты (их запланировано более 20), а Педро Дуке должен начать установку оборудования, необходимого для приема в следующем году европейского грузового корабля ATV. Но в целом строительство станции застопорилось. Она сооружается уже почти пять лет (1795 суток), и финиш пока не просматривается. Первый после гибели "Колумбии" полет американского шаттла может состояться не ранее октября 2004-го и будет испытательным. А без американского "челнока" доставлять массивные конструкции невозможно.
Да и интерес к МКС у главных строителей - США и России - заметно упал. "Зачем нужна Международная космическая станция, которая совершенно не интересна американцам? - поставил вопрос "ребром" один из конгрессменов США. - Если бы не катастрофа "Колумбии", про МКС не вспомнил бы никто за пределами НАСА и планетариев. Нужны по-настоящему интересные, объединяющие нацию проекты, такие, как, например, колонизация Луны или пилотируемый полет на Марс". В редакционной статье солидная "Нью-Йорк таймс" продолжила тему: "Мы разделяем убеждение, что пилотируемые полеты в космос нужно продолжать, готовясь к исследованию других миров, но мы серьезно сомневаемся, чтобы космическая станция сильно помогла нам достичь этой цели". Соединенные Штаты существенно урезали ассигнования на строительство станции. Похоже, Америка была готова даже на перевод МКС в беспилотный режим, что с большой вероятностью привело бы к гибели станции. После того как по настоянию Штатов Россия затопила прекрасно оснащенный и работающий уникальный комплекс "Мир", Америка охладела к МКС. Не потому ли, что теперь Россия уже не будет доминировать в околоземном космическом пространстве?
А в нашей стране трудности с финансированием космической стройки продолжаются уже не первый год. Затормозилось создание запланированных модулей, а от некоторых и вовсе отказались. Дело дошло до того, что очередной корабль "Прогресс", который должен был доставить грузы на станцию через месяц, в ноябре, стартовать с Байконура в этом году уже не будет - из-за отсутствия денег. Возможно, запуск "Прогресса" состоится в январе. В связи с тем, что шаттлы не летают и все грузы теперь доставляются нашими кораблями, российские официальные лица попросили США профинансировать часть грузовых запусков, но получили отказ.
Таким образом, вместо "впечатляющего проекта XXI века", как писали газеты еще лет пять назад, МКС стала предметом бесконечных связанных с финансированием споров между Россией и Америкой. Станция явно не оправдывает надежд и как бы превращается в досадную, мешающую обузу. Спрашивается: надо ли было топить "Мир"? Впрочем, теперь делать нечего, МКС все-таки нужно достроить, пусть и в усеченном виде, ведь в нее вложены уже миллиарды долларов. Но все эти споры, общественное разочарование в немалой степени усложняют миссию космонавтов. Тем большего уважения заслуживает их трудная и по-настоящему опасная работа.
Остается одна надежда - на Китай, который стал третьим государством (после России и США), запустившим на орбиту пилотируемый космический корабль. Этот полет продемонстрировал не только серьезные намерения Поднебесной (в планах - полеты на Луну и на Марс), но и наличие мощного научно-технического потенциала, финансовых ресурсов. Может быть, риск оказаться в новой космической гонке "отстающим" государством, за "спиной" Китая, побудит Соединенные Штаты пересмотреть свое отношение к МКС?
Впрочем, Майкла Фоэла, который после перехода из корабля на станцию стал командиром экспедиции (на "Союзе ТМА-3" командиром был россиянин), и Александра Калери сейчас волнует совсем другое. Им надо за неделю (в самое сложное для организма время привыкания к невесомости) принять многосложное хозяйство российского и американского сегментов, помочь Дуке в проведении запланированных работ. Пожелаем им удачи и хорошего настроения...