ПАРТЫ - НА ТОРГИ

Первый звонок в Коткозере в этом году прозвенел не для всех. Ученикам из окрестных деревень, которые живут в интернате, продлили каникулы еще на две недели. Первоклашки, так долго ожидавшие этого дня, остались дома с собранными портфелями. Огорченные родители беспрестанно звонили директору школы с одним вопросом: почему детей лишили праздника? Попробуй - объясни.

У Коткозерской школы-интерната - два здания. Кроме учебного, - двухэтажный деревянный интернат. Вот его и закрыли пожарники. По их мнению, он не приспособлен для проживания детей. Там необходимо сделать ремонт, поменять проводку, установить пожарную сигнализацию. На это требуется полмиллиона рублей, которых у школы-интерната нет. По распоряжению районного отдела образования интернатовцев перевели в помещение бывшего детсада, мало подходящее для круглосуточного пребывания учащихся. Там холодно и неуютно. Сантехника рассчитана на детсадовский возраст. В старом здании была кухня, и школьники могли на ужин что-нибудь приготовить. Здесь же - никаких подсобных комнат. А на питание ребенку местные власти выделяют всего 20 рублей в сутки.
В самой школе возникли сложности с оплатой коммунальных услуг. Коммунальщики поставили ультиматум: если не будут погашены долги, отопительный сезон не начнется, отключат водоснабжение и канализацию. В прошлом учебном году так и было - школа и интернат сидели без тепла и воды сентябрь, январь и март. Теперь коммунальщики подали иск на школу в арбитражный суд, который вынес странное решение: взыскать с сельской школы долги. Хотя учредителем образовательного заведения является администрация Олонецкого района. Именно она по закону отвечает за его содержание, обеспечение водой, теплом и светом. Почему она не выполняет свои обязанности? Дело в том, что Коткозерская сельская школа не такая, как все. У нее большое учебно-производственное хозяйство. Выращивают картофель, овощи, занимаются заготовкой леса, содержат звероводческую ферму. На эти средства тут смогли купить технику, спортивное оборудование, построили учительский дом. Школа, активно занимаясь инновационной деятельностью, получает гранты, спонсорские средства. Она даже признана федеральной экспериментальной площадкой по реализации проекта "Коткозерский сельский социально-культурный комплекс как фактор развития образования и оздоровления деревни". На этот счет есть диплом, подписанный министром образования РФ. Он же поддержал новый коткозерский проект "Живая деревня", в результате чего на базе сельской школы организован центр повышения квалификации, где обучают взрослых. Не бесплатно.
Поэтому школа смогла приобрести компьютерное оборудование, подключилась к Интернету. У нее - собственное телевидение и радио (об этом наша газета сообщала 12 февраля 2003 г.), даже свой микроавтобус, приобретенный на грант Минобразования России. Но его в любой момент могут забрать. Судебные приставы по Олонецкому району именно на автобус наложили арест. Тогда ребятам из близлежащих деревень придется добираться на учебу своим ходом, что небезопасно.
- По закону об образовании мы вправе привлекать для развития учебно-материальной базы дополнительные средства, - говорит директор школы, кандидат педагогических наук Алексей Андрейко. - Но мы не можем расплачиваться ими за услуги ЖКХ. И тем более - оборудованием, приобретенным за счет министерского гранта.
- Изымать оборудование и транспортные средства, которые реинвестированы в развитие образовательного учреждения, никто не вправе, - подтвердил нам заместитель министра образования Карелии Анатолий Кармазин.
К сожалению, нарушать закон стало у нас привычным делом. Потому коткозерская школа живет в тревожном ожидании: не пойдет ли с торгов имущество, созданное кропотливым трудом детей, родителей, педагогов?.. И удастся ли чиновникам превратить замечательную экспериментальную школу в самую обычную - без всяких там проектов и грантов? Чтоб как все прочие...