Как ожидается, сегодня начнется официальное расследование инцидента с участием российского траулера "Электрон".

Напомним, он был задержан в субботу норвежской береговой охраной за нарушение правил рыболовства в норвежской экономической у архипелага Шпицберген. В понедельник утром без разрешения норвежцев ушел в открытое море вместе с двумя инспекторами рыбоохраны Норвегии, которые отказались покинуть судно, в четверг вечером пришвартовался в Мурманске.

Как сообщалось, напряженная работа вывела из строя капитана траулера Валерия Яранцева. Сразу же после прихода в родной порт с тяжелым сердечным приступом он был госпитализирован.

Алексей Гордеев, Министр сельского хозяйства РФ, сообщил накануне, что поручил Россельхознадзору совместно с Госкомрыболовства создать специальную комиссию и "предметно разобраться в действиях команды траулера "Электрон". По его словам, выводы комиссия сможет сделать уже через неделю.

Как полагает глава Федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов, в случае доказанности вины капитана его могут лишить лицензии, а компанию-судовладельца - квоты на добычу рыбы.

"В настоящее время, - отметил он в прямом эфире радиостанции "Маяк", - можно утверждать, что судно имело все необходимые документы на ведение промысла, это не браконьеры, и претензии норвежской стороны связаны в первую очередь с использованием нашими рыбаками орудий улова".

Он подчеркнул также, что "норвежцы не имели права арестовывать российское судно, поскольку акватория Шпицбергена относится к международным водам".

Очевидно, что и у российской стороны накопилось немало претензий к рыбоохранной службе Норвегии. Как заявил Ильясов, его ведомство "все чаще получает жалобы от российских рыбопромысловых компаний на неправомерные, с их точки зрения, действия норвежской стороны в районе архипелага Шпицберген".

"Только в этом году, - подчеркнул он, - я получил более 10 жалоб со стороны наших компаний".

Москва инцидент с "Электроном" намерена обсуждать с норвежскими партнерами в более широком контексте. Официальные российские представители уже прямо заявили о намерении поставить перед Осло вопрос о параметрах рыбоохранной зоны, установленной Норвегией в районе архипелага Шпицберген.

Как заявил 18 октября глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя коллизию с траулером, "инцидент произошел в районе Шпицбергена, который норвежская сторона объявила рыбоохранной зоной. Мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке".

Лавров напомнил, что эта тема "долгие годы является предметом переговоров России и Норвегии". "С советских времен у нас есть договоренность, что в случае возникновения какая-либо проблема будет регулироваться путем соответствующих запросов и получение на них ответов, - сказал он. - Так это было до последнего времени".

Аналогичной точки зрения придерживается глава Международного комитета Госдумы Константин Косачев. По его словам, "совершенно очевидно, что речь идет о ситуации, в которой существует некий правовой вакуум". Косачев подчеркнул, однако, что "действия капитана российского судна в любом случае неадекватны", и "этот прискорбный инцидент не должен нарушить весьма продуктивное и благополучное сотрудничество между Россией и Норвегией".

По словам экспертов, главной пружиной конфликтной ситуации вокруг промысловой зоны Шпицбергена остаются экономические интересы. Только российские промысловые компании добывают там более 100 тыс тонн пикши, трески, сельди.