НИКИТА МИХАЛКОВ: Я ВОШЕЛ В РАБОТУ, КАК НОЖ В МОРОЖЕНОЕ

Годы не властны над его харизмой. Как и 10, и 20 лет назад, Никита Михалков остается главным персонажем или, как сегодня говорят, главным ньюсмейкером нашего кино. Даром, что не снимал фильмы последние 8 лет. Как к нему ни относись (а многие, что скрывать, относятся к его деятельности на посту председателя Союза кинематографистов достаточно критически), только он способен нынче собрать на свою пресс-конференцию полный зал народа. Даже если тема обозначена обескураживающе "свежо": "Кинематограф: вчера, сегодня, завтра".

Впрочем, Никита Сергеевич не стал лукавить перед собравшейся публикой и сразу честно признался, что собрал журналистов в связи со своим 60-летним юбилеем. И в связи с уходом в творческий отпуск, который ретивые журналисты почему-то поторопились окрестить уходом (отставкой) с поста председателя Союза кинематографистов России. Но начал Михалков с дел творческих.
- Я вам честно скажу, что не ощущаю тяжести возраста. Многое из того, что делал раньше, буду делать и сейчас, и впредь. Чему я несказанно рад, так это тому, что сейчас вплотную приблизился к работе над картиной "Утомленные солнцем-2". Это, правда, условное название. На самом деле я снимаю два больших фильма, действие которых происходит в годы войны. Один называется "Предстояние", другой - "Цитадель". Какое у них будет общее название - пока не знаю. Поскольку там действуют те же герои, что и в "Утомленных солнцем", то для ясности мы пока называем этот проект "Утомленные солнцем-2".
Кроме того, вместе со своими соавторами и друзьями, молодыми драматургами Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким, которые прославились фильмом "Возвращение", Никита Михалков закончил сценарий нового фильма. Он станет римейком знаменитой голливудской ленты "12 разгневанных мужчин". Два из 12 "разгневанных" уже известны: это сам Михалков и его постоянный экранный партнер Олег Меньшиков. Никита Сергевич поведал, что перенес действие фильма в Россию. В центре картины - судьба чеченского мальчика, которого судят якобы за убийство приемного отца. На съемки этой картины Никита Сергеевич отвел себе 5 недель, в ней будет занята та же "команда", что впоследствии и в "Утомленных солнцем-2". Это позволит ему "обкатать" группу, наработать профессиональные и человеческие связи перед большой и сложной работой над экранной дилогией о войне.
- Это будет сделано наподобие того, как в перерыве между двумя сериями "Обломова" я снял "Пять вечеров", - уточнил свой замысел Никита Сергеевич. - А на самом деле планов у меня столько, что их не одолеть и за 6 лет...
- А не трудно приступать к работе после 8-летней паузы? - подбросил я Михалкову свой вопрос.
- Легко! Клянусь, я вошел в работу, как нож в мороженое, - лихо откликнулся Никита Сергеевич. - Я ведь никуда из кино не уходил. Смотрю ли я старые или новые фильмы - я ведь думаю, оцениваю, сравниваю, насколько изменился язык кино. Провожу ли мастер-класс с молодыми ребятами, анализирую ли их работы - я опять занимаюсь профессией. А потом я снялся в большой роли в большой картине "Статский советник" у режиссера Филиппа Янковского. Пусть я не был в этой картине режиссером, но это все равно работа на съемочной площадке. В этой связи мне вспоминается пианист Рудольф Керер, который, сидя в тюрьме и не имея, естественно, доступа к инструменту, играл на доске. А когда вышел из тюрьмы, заиграл так, как будто не было заключения. Я снял сейчас две большие летние сцены из "Утомленных солнцем-2" и могу сказать, что передо мной совсем не стоит проблема, как бы это снимать "в современной манере". Я снимаю, как умею. Надеюсь, что умею.
От проблем творческих плавно перешли к делам в Союзе кинематографистов, который Никита Сергеевич оставил, как выяснилось, не насовсем, а примерно на год-полтора. Его преемником на это время станет народный артист России, актер и режиссер, а также депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. Преемственность власти налицо: Евгений Владимирович, оказавшийся в зале, подтвердил, что будет работать в русле, проложенном Михалковым и его командой. Тем не менее Никита Сергеевич пообещал держать руку на пульсе всех дел и не стал отказываться от роли президента Московского международного кинофестиваля, если его к тому призовут. В этой связи благородную ярость вызвал у него замышляемый Марком Рудинштейном фестиваль "Золотой ангел" в Санкт-Петербурге, который многими воспринимается как альтернатива Московскому международному.
- На мой взгляд, это такая большая развесистая авантюра, - откомментировал он предстоящее событие. - Когда я общался по этому поводу с уважаемой Валентиной Ивановной Матвиенко, я прямо ей сказал: "Не будет у вас фестиваля класса "А", это маниловщина. Их всего пять во всем мире, в том числе и Московский международный. Вы же не можете вступить в ЕС, почему вы думаете, что вас примут в клуб фестивалей класса "А"? Это прожектерство, шифрование пустоты...
- Значит ли это, - подкинул я поленьев в костер разгоревшегося спора, - что ваш брат Андрей Кончаловский, который заявлен президентом "Золотого ангела", тоже занимается шифрованием пустоты?
- Как писал Чехов, брат за брата не ответчик, - моментально среагировал Никита Сергеевич. - Если Андрон Сергеевич уверен, что это правильный путь и правильная компания, то... Сказать, что брат не прав, я не могу. Он мой старший брат, поэтому он всегда прав. И тем не менее у меня больше, чем у него, организационного опыта. И этот опыт мне подсказывает, что дело с Санкт-Петербургским фестивалем кончится плохо. Пиотровский (директор Эрмитажа. - Л.П.) - сильный человек. Он жизнь положит за Эрмитаж. И если он почувствует, что на Дворцовой площади поставят туалеты, развернут палаточный городок и начнется действо, которое не будет соответствовать режиму Эрмитажа, - там сразу возникнут большие проблемы. Тот, кто любит проблемы, пусть покупает билет в Санкт-Петербург. А я останусь дома.
Особое оживление вызвал вопрос одного из моих коллег, не собирается ли Никита Михалков выдвинуть свою кандидатуру в президенты или, на худой конец, в министры культуры. Мол, творческий союз он покидает для того, чтобы окончательно не разругаться с кинематографистами, которые его потом "не пустят" во власть...
- Нет, в министры культуры не пойду, после президента это понижение, - моментально нашелся Никита Сергеевич. - Но вообще-то я иногда диву даюсь, читая то, что про меня пишут. В зеркале прессы я выгляжу этаким монстром, хитроумным, коварным Талейраном. Оказывается, я заглядываю нынче аж в 2008 год. Я, как выясняется, и царя в фильме "Сибирский цирюльник" сыграл и въехал на Соборную площадь на коне, чтобы потом въехать в Кремль на лимузине... Что на это скажешь? На каждый роток не накинешь платок...
Обычно язвительный, резкий, не спускающий журналистам острых вопросов, а тем более промашек, Никита Михалков на сей раз был настроен вполне благодушно. То ли радость от предстоящей творческой работы добавила благостности его речам, то ли накануне юбилея ему не захотелось пикироваться с пишущей братией... Во всяком случае, в финале пресс-конференции он весьма охотно подписывал автографы и фотографировался с желающими, улыбаясь своей знаменитой улыбкой, перед которой, уверен, и сегодня, в день его 60-летия, не сможет устоять ни одно уважающее себя женское сердце...