«Однажды мне повезло сыграть Гимн СССР перед поединком советских и канадских хоккеистов»

Автор гимна ЮНИСЕФ Стив Баракатт из Канады представит в России свою симфонию

В Россию собрался с концертами известный канадский музыкант, автор гимна ЮНИСЕФ Стив Баракатт. 19 ноября в Большом зале Московской консерватории Ярославский губернаторский симфонический оркестр под руководством народного артиста России Мурада Аннамамедова исполнит его 16-частную симфонию «Ad Vitam Aeternam» («К Вечной Жизни»). А накануне, 17 ноября, это же сочинение прозвучит в родной для оркестра Ярославской филармонии. «Волжский» акцент в жизни сочинения не случаен, как не случаен он и в жизни самого Стива: много лет назад композитор встретил уроженку Ярославля, известную российскую гимнастку Елену Грошеву. Молодые люди полюбили друг друга — и стали супругами, единомышленниками. Их обоих ЮНИСЕФ назначила послами доброй воли. Накануне российских гастролей «Труд» задал Стиву несколько вопросов.

— Стив, отчего для вас так важно исполнение вашего сочинения в России?

— Ну хотя бы потому, что половину симфонии Ad vitam aeternam я написал в России, а Консерватория имени Чайковского — идеальное место для исполнения этого сочинения, в которое вложено столько моих эмоций.

— Ваш интерес к нашей стране возник потому, что вы полюбили русскую женщину? Или и до этой любви что-то привлекло вас в русской истории, русской культуре, русском характере?

— С самого детства я испытывал большой интерес к разным культурам. И конечно же Россия с ее богатой культурой, историей и философией не могла не попасть в круг моего любопытства. Изучая классическую музыку, я познакомился с творчеством ваших непревзойденных композиторов-классиков. Еще задолго до встречи с Еленой я записывался с хором Александрова, и мне даже повезло сыграть Гимн СССР, предваряя один из последних турниров по хоккею СССР-Канада в 1991 году.

— Что говорили о ваших русских пристрастиях друзья? Они их понимали, или вы выглядели среди них белой вороной?

— Мои друзья считали и считают, что я везунчик, так как могу быть частью еще одной культуры, кроме своей родной. Многие из них также интересуются Россией. Во всяком случае, на нашу свадьбу в Ярославле съехались близкие мне люди из разных уголков мира. А некоторые собираются приехать на нынешние российские концерты.

— Еще одна «доминанта» вашей жизни — забота о детях и работа послом ЮНИСЕФ. Откуда возник этот интерес?

— Дети — это наше будущее. Каждый ребенок на земле должен иметь доступ к обучению и медицинской помощи, не говоря уже таком о элементарном минимуме, как питьевая вода, еда и мирное небо над головой.

— Работа послом — это только концерты, симпозиумы, конференции? Или также поездки в горячие точки планеты, конкретная материальная, медицинская помощь тем, кто в ней нуждается?

— Роль посла доброй воли ЮНИСЕФ многогранна. Это, конечно, и поездки в горячие точки, и очень нами любимое общение с детьми, концерты, организация благотворительных мероприятий... А главная задача — донести до общества важность жизни каждого из миллионов этих маленьких ангелочков, которые так нуждаются в нашем в вами участии... Очень запомнилась наша первая поездка в Индию по проблемам СПИДа, мы поняли, насколько важно для этих детей знать, что где-то на свете есть люди, которые думают о них, и что они не одни в этой жизни с их трудностями. Мы увидели, как мало нужно этим детям для счастья, их глаза и улыбки были наполнены надеждой. Эти улыбки останутся в нашей памяти навсегда.

— Вы автор десятков песен, музыки к фильмам, телесериалам... Понимаю, все они вам дороги — и все же: какая работа далась особенно трудно и потому особенно любима вами?

— Это симфония Ad Vitam Aeternam. Она была задумана и написана как отражение различных аспектов человеческого бытия — психологических, физиологических, эмоциональных, духовных. От зачатия к рождению, от рождения к смерти, от смерти к вечности. Я много путешествовал, набирался эмоций, общался с людьми разных стран, культур и судеб... Пришло осознание того, что для всех людей на земле жизнь — величайшее сокровище, и все они хотят ее улучшить. Думаю, наиболее сложным было отразить все стадии человеческого развития в четкой структуре симфонии, сохранив при ограниченном количестве музыкальных глав необходимое богатство оттенков и глубину содержания.

— Как возникла идея «Колыбельной» — гимна ЮНИСЕФ? Как удалось соединить на записи столько международных звезд?

— Идея родилась во время нашей встречи с легендарным артистом-активистом Гарри Белафонте, который тоже является послом доброй воли ЮНИСЕФ. В разговоре он предложил — почему бы мне не написать музыку, которая еще больше объединит ЮНИСЕФ, действующий более чем в 190 странах? У организации есть свой флаг, а вот гимна не было. После этого я взял инициативу в свои руки и решил объединить звезд-послов и записать гимн. Реакция артистов была самая добрая, работать сообща было одним удовольствием! Приятно, что внес в гимн свое уникальное звучание и замечательный российский скрипач Максим Венгеров, после этого мы подружились семьями.

— Грядущее исполнение Ad vitam aeternam устроители называют премьерой, но ведь сочинение уже звучало в Ярославле в 2006 году, а потом исполнялось и в других странах мира.

— Это будет моя московская премьера. Но могу также заметить, что с 2006 года моя симфония повзрослела, набралась опыта (улыбается). Вообще же нынешнее событие наполнено особой символикой: оно посвящено 25-ой годовщине Конвенции прав ребенка. Кроме того, свое 70-летие отмечает в этом году Ярославский симфонический оркестр. Поводов для празднования, как видите, достаточно".

— Как работается с ярославскими музыкантами под руководством Мурада Аннамамедова? У нас в стране это знаменитый человек: его звали в столицы, в престижные оркестры — но он, туркмен по рождению, столичный человек по образованию (воспитанник Геннадия Рождественского в Московской консерватории), верен русской провинции: после нескольких лет работы в Саратове — 20 лет во главе Ярославской филармонии.

— С первого знакомства с Мурадом Аннамамедовым и ярославским оркестром у нас возник очень тесный эмоциональный контакт. Мурад — настоящий руководитель и профессионал своего дела. Мне очень по душе его понимание музыки и любовь к своему оркестру. Яркий, целеустремлённый и глубокий человек. Я очень рад, что судьба нас свела. А Ярославская филармония, где я проводил вечера, сочиняя симфонию, внесла в мою музыку новые краски. Репетиции Мурада запомнились его способностью быстро сконцентрировать музыкантов и их эмоции и, несомненно, его яркостью, как дирижера. В симфонии есть часть, посвященная страстной любви, которую я выразил через танго. Во время концерта Мурад, не переставая дирижировать, пританцовывал, это было гармонично и незабываемо.

— Как вы познакомились с Еленой? Не жалеет ли она, что бросила успешную олимпийскую карьеру ради работы в труппе Цирка дю Солей, а потом семьи?

— С Еленой мы познакомились в Монреале, в то время она проходила реабилитацию после операции на колене, вызванной травмой. Три месяца проведя на костылях, в первый же вечер без них она с подругой пошла в ресторан отметить этот важный рубеж. Я же выпускал в Монреале свой очередной диск и после презентации, к моему счастью, зашел в тот же ресторан, что и она. Через месяц после нашего знакомства Елена уехала в Европу, где еще год работала в Цирке дю Солей, а я между гастролями приезжал к ней в те страны, где проходило их шоу... Неправильно говорить, будто Елена оставила гимнастику ради цирка. К тому моменту, когда она решила попробовать себя в качестве артистки, ее спортивная карьера уже год как закончилась. Думаю, работа в цирковой труппе, путешествия, новые люди, страны, знакомства стали яркой страницей в ее жизни.

— Почему вы венчались в Ярославле, а не, допустим, в Монреале?

— Свадьба и венчание в Ярославле остаются одним из самых ярких и теплых моментов в моей жизни. Выбор был очень естественным, и мне кажется, мы даже не обсуждали других вариантов. Я вырос в семье, где скрестились очень разные традиции. Мой дедушка родом из Ливана, а женская половина семьи — из Квебека. А теперь добавились и русские корни. Уживаемся мы замечательно, всеми своими корнями и традициями гордимся. Я очень рад, что наша 6-летняя дочь говорит на трех языках. А когда ее спрашивают, какую страну она больше любит, Россию или Канаду, она отвечает: очень люблю обе!

— На каких языках вы разговариваете дома?

— Когда мы втроем, то общаемся на французском, с Еленой я чаще всего говорю на английском, ну а Лена с Викторией разговаривают на русском. Все это стало нашей повседневной жизнью, поэтому, если честно, не очень фиксируюсь на том, кто на каком языке говорит.

— Какими талантами отличается ваша дочь? У нее есть друзья в России?

— Виктория очень любит балет, умудрилась убедить всех, что достаточно взрослая, чтобы заниматься танцем 6 раз в неделю. Нам ничего другого не осталось, как поддержать ее в мечте стать настоящей балериной. Мы бываем в России каждый год, поэтому и у нас и у Виктории там много хороших друзей. Конечно же Виктория приедет с нами и в этот раз. Она у нас первоклашка, но и ее учитель в обычной школе, и учитель по балету в один голос сказали, что случая увидеть папу во время исполнения его симфонии в консерватории имени Чайковского пропустить никак нельзя!