Лампочка Чубайса должна погаснуть

В Госдуме предложили обанкротить «Роснано». Но не пора ли подвести и другие итоги деятельности Анатолия Чубайса?

«По факту «Роснано» — банкрот, компания не способна платить по долгам, так давайте, наконец, признаем реальное положение дел и прикроем эту лавочку, — заявил 17 октября лидер СРЗП, депутат Госдумы Сергей Миронов. - В разные годы добрый Минфин выдал «Роснано» госгарантий на 108 миллиардов рублей, а общий объем заимствований госкомпании — почти 300 млрд рублей». По мнению Миронова, дальнейшее содержание госкорпорации принесет слишком много убытков бюджету и российским налогоплательщикам. Хотя, вероятно, оценки депутата занижены, а долги Роснано превышают 400 миллиардов руб.

Заявление Миронова связано с тем, что из-за некредитоспособности госкорпорации 13 октября Минфин из средств госбюджета погасил обязательства по облигациям Роснано на сумму 9 миллиардов рублей. 16 октября должны были пройти выплаты по другому траншу «ценных» бумаг корпорации еще на 9 миллиардов рублей. Но об этом не сообщается. 20 октября – очередное погашение облигаций Роснано, по которым нет госгарантий. Как подметил Миронов, Роснано банкрот, и по кредитам госкорпорации отвечает Минфин, то есть все мы, налогоплательщики. Причем, произошло это не вчера, а давным-давно.

По итогам 2020 года Роснано показала убыток в 52,9 млрд рублей. 19 ноября прошлого года Мосбиржа остановила торги по всем 7 выпускам облигаций госкорпорации на сумму около 70 млрд рублей. Уже тогда было ясно, что госкорпорация фактически пустышка. В ней лишь долги и эфемерные надежды на реализацию каких-то инновационных проектов, больше существовавших в мифах и в телесюжетах. На тот момент общий объем денежных обязательств АО «Роснано», в создание которого государство изначально вложило 130 млрд рублей, составлял 148 млрд рублей, и как следует из заявления самой компании, она была не в состоянии обслуживать собственные ценные бумаги и кредиты.

«С чем мы встречаем следующий, 2016 год? – заявил Анатолий Чубайс, глава Роснано на новогоднем корпоративе госкорпорации. - Первое, о чем я хотел сказать — у нас очень много денег, их просто совсем много. Совет директоров утвердил нам возможность из полученной нами сверх плана премии по итогам 2015 года направить ее значительную часть на выплату премии из-за экономии фонда заработной платы, а значит, у нас есть вторая премия помимо первой». Это было сказано в то время, когда начали работать западные санкции, страна скатывалась в рецессию, готовилась повысить пенсионный возраст… Однако среднемесячная зарплата в «Роснано» составляла 1,2 млн рублей (в 40 раз выше средней по стране). А доход главы корпорации Анатолия Чубайса за 2014 год превысил 207 млн (после этого данные не публиковались).

Кстати, уже после того новогоднего выступления Чубайса депутаты Госдумы Сергей Обухов и Валерий Рашкин (которого ныне осудили за то, что он нанес ущерб государству в размере 80 тыс. рублей), обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой принять меры в связи с необоснованными премиями сотрудникам «Роснано». «Корпорация демонстрирует вопиющую неэффективность. В 2014 году чистый убыток корпорации составил 14,57 миллиарда рублей при выручке в 6,3 миллиарда. При этом знаменитую нанотехнологичную лампочку днём с огнём в продаже не сыскать, в отличие от китайских аналогов, про планшеты для школьников, литиево-ионные батареи и многие иные разработки «Роснано» можно даже не вспоминать», — написали депутаты.

«Роснано» давало немало и других поводов задуматься о сути и методах этого «бизнеса» и необходимости его поддержки со стороны государства. В 2013-2016 годах, Счетная палата и прокуратура неоднократно указывали на неэффективность компании, убыточность, отсутствие реальных результатов по конкретным проектам. Несмотря на явные неудачи, госкорпорация продолжала размещать средства на депозитах в банках вместо инвестиций в новые технологии, выплачивать не за что крупные вознаграждения своим топ-менеджерам. На основании отчета Счетной палаты РФ под названием «Проверка эффективности использования открытым акционерным обществом «Роснано» (государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий») средств федерального бюджета, полученных в 2007-2012 годах, и соответствия расходования средств установленным целям деятельности», были инициированы расследования правоохранительными органами. В 2017 году при попытке отправиться за рубеж был арестован управляющий директор по инвестиционной деятельности «Роснано» Андрей Горьков. Его заподозрили в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ). По версии следствия, Горьков с 2011 по 2013 годы размещал средства «Роснано» в «Смоленском банке» (суммы от 460 до 740 млн), которые фактически тратились на финансирование работы самого банка. Еще одно обвинение было связано с прямым хищением средств Роснано в «Смоленском банке».

Фигурантами уголовных дел были заместители председателя правления «Роснано» Юрий Удальцов и Андрей Малышев, а также член правления Яков Уринсон, бывший финансовый директор «Роснано» Святослав Пануров, и экс-глава госкорпорации «Роснанотех» (с марта 2011 года — ОАО «Роснано») Леонид Меламед. Короче, от АО все время веяло душком, но наверху это вроде бы никого не напрягало.

В 2016 году Генпрокуратура РФ заявила о выявленных фактах махинаций со стороны руководства компании «Роснано» в связи с чем было «внесено представление председателю правления данной структуры А.Б. Чубайсу». Но с «Роснано» все стекало, как «божья роса».

Маленький штришок к этой эпической афере. Одно из детищ Роснано, которым Чубайс козырял (вкупе с гибким планшетом для школьников) перед президентом и телевизором, ООО «Энергорешения» (ранее — «Лиотех») было признано банкротом в августе 2018 года. В марте 2022 года суд возобновил процесс по банкротству. Общий долг «Лиотеха» - 10 млрд рублей. А ведь завод «Лиотех» был единственным в России промышленным производителем литий-ионных аккумуляторов, в том числе для электротранспорта, систем хранения электроэнергии и источников бесперебойного питания. Компания была создана «Роснано» в феврале 2010 года, в декабре 2011 года был введен в эксплуатацию завод с инвестициями 13,5 млрд руб., но на проектную мощность предприятие так и не вышло. В январе 2021 года заявления о самобанкротстве подали еще две входящие в ГК «Лиотех» «дочки» «Роснано» - ООО «Литэко» и «Лиотех-инновации».

Нет никаких прорывов и по другим проектам Роснано. Лидер наноотрасли явно провалил все усилия государства на этом направлении. С 2015 по 2019 годы доля инновационных товаров в общем объеме промышленной продукции сократилась с 7,9 до 6,1% (при том, что по десятилетней «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года» эта доля должна составлять 25%). Доля инновационных товаров в промышленном экспорте снизилась – с 8,9 до 5,2% (а по «Стратегии» эта доля должна составлять 15%). Импорт технологий вырос с 550,7 до 1.316,7 млрд. долл. (при том, что в 2020 году экспорт технологий должен был превысить импорт на 300 млн. долл.). Число отечественных патентных заявок на изобретения на 10 тыс. чел. снизилось с 2 до 1,59 (по «Стратегии» должно быть – 2,8).

Уже в 2021 году вполне можно было объявить всю госкорпорацию Роснано банкротом. Хотя это был бы беспрецедентный шаг: до сих пор госкорпорации у нас не банкротились. Речь идет даже не о пропаже денег крупных и уважаемых кредиторов Роснано, в числе которых, между прочим, даже Пенсионный фонд России. Это означало бы признаться не только в провале всей инновационной политики, но и в чем-то поважнее. Ведь итоги «работы» Роснано – это квинтэссенция деятельности лидера либерального клана, идеолога российских реформ и его ближайшего окружения. Выводы лежат на поверхности.

Новый повод задуматься был весной 2022 года, когда новый гендиректор Роснано Сергей Куликов обращался в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку деятельности госкомпании при предыдущем руководителе. В письме генпрокурору Игорю Краснову Куликов отмечал, что в 2016 году размер обязательств «Роснано» превысил стоимость активов, а имущественная недостаточность госкомпании стала очевидной — появились признаки банкротства. Стало очевидно, что последние семь-восемь лет госкорпорация существовала за счет новых вливаний и стала больше похожа на финансовую пирамиду.

Но правительство и тогда решило повременить. Больше того, по информации из Роснано, госкорпорация за последний год «привлекла инвестиций на 70 млрд рублей». Как видим, выплаты по долгам Роснано со стороны бюджета продолжаются. По последней информации газеты «Ведомости» министр финансов Силуанов обратился к президенту России с предложением о ликвидации Роснано. Что это означает, пока не понятно. Но, как пишут «Ведомости», в правительстве по-прежнему рассматривается вариант сохранения госкорпорации-банкрота. То есть государство и все мы продолжим расплачиваться за утехи господина Чубайса. При этом самого идеолога и бессменного до 2020 года руководителя госкорпорации давно нет в стране. В очередной раз тонко уловив ветер перемен и возможную ответственность за фактический крах «Роснано», он «упорхнул» из РФ через Турцию, не обещая вернуться. Чубайс, будучи далеко не глупым человеком, сбежал из России потому, что понимал, что за разводом с Западом последует не только расследование его деятельности в Роснано, но и отказ от всей парадигмы либеральных ценностей, либеральной экономики и возможно разбор полетов на этом направлении. Этого требует вся логика событий последних 10 месяцев.

Вот, например, что произошло на аналогичном направлении в Китае. Там тоже, только гораздо позже, в 2014 году для прорыва в области микроэлектроники (видимо под влиянием «Крым-наш» и западных санкций в отношении России) был создан аналог Роснано – так называемый «Большой фонд» по полупроводниковым технологиям и 15 его региональных филиалов. Эти структуры отбирали проекты и вкладывали деньги в наиболее перспективные. В результате КНР (по признанию западных специалистов производит микрочипы по технологии 7 нанометров (чем меньше, тем лучше). Наш зеленоградский Микрон (который, как говорят, окормлялся Роснано) добился производства микрочипов размером свыше 100 нанометров, которые сегодня микрочипами уже назвать нельзя. С 2014 года в КНР открылось 110 производственных объединений, выпускающих полупроводниковую продукцию. Ныне строится еще 38 фабрик. Только в 2020 году в Китае было создано 22800 стартапов, имеющих то или иное отношение к полупроводниковой промышленности. В ней трудятся 500 тыс. специалистов, в том числе мировые авторитеты. Но поставленные руководством КНР цели все же не были достигнуты, страна пока еще зависит от западных технологий. Кроме того выяснилось, что средства «Большого фонда» расходовались «неэффективно». В результате было арестовано все руководство «Большого фонда», несколько руководителей аффилированных компаний. В отношении министра промышленности и информатизации КНР Сяо Яцина ведется партийное расследование. Этим лицам, которые «не оправдали доверие партии и народа» грозят как минимум длительные тюремные сроки или смертная казнь.

В России же ничего подобного пока не происходит, поэтому, видимо, мы безнадежно отстаем в области высоких технологий. А почему?

По сути банкротство Роснано означало бы банкротство всей системы либеральных ценностей и ее носителей в России, которые еще в изобилии остаются на своих высоких постах. Признание краха Роснано – игрушки в руках отставленного от власти Чубайса – это и окончание аферы, которая была затеяна в интересах либерального клана. Ведь господин Чубайс работал и главой администрации президента, и первым вице-премьером правительства России, руководил энергосистемой страны. По его лекалам и рекомендациям его западных друзей в России проводилась приватизация, активы раздавались друзьям и знакомым (в том числе иностранцам) за бесценок, в результате чего в стране не появился эффективный собственник, заинтересованный в отечественном развитии. Критикуя СССР за неэффективность, Чубайс и Ко продемонстрировали всему миру, как нужно проваливать дело с личной выгодой. Они были (и остаются) пятой колонной коллективного Запада, объявившего ныне России войну на уничтожение. Называя себя либералами и демократами, они таковыми не являлись, лишь проводя политику мировых финансовых центров, жестко расправлялись со своими идейными противниками, то есть с истинными патриотами России. На повестке дня стоит и реабилитация людей, которые десятилетиями боролись с Чубайсом и пострадали за это от власти.

«Чубайс - пожалуй, самая одиозная фигура в новейшей российской истории, которая олицетворяет предательство, воровство и холуйство перед Западом. Он натворил много бед в «пьяные 90-е». Чубайс был опытным аферистом. Он задолго почувствовал, что «пахнет керосином». К сожалению, в кабинетах власти так и не поняли, что публичный суд над этим аферистом станет ключевым моментом реальной защиты суверенитета страны от глобальных русофобских сил. Ему позволили убежать из России. Надеюсь, рано или поздно его вернут в страну. Осудят за совершённые аферы. Иначе не будет справедливости, на которую в России самый высокий запрос». Так сформулировал отношение к этому персонажу значительной части российского общества обозреватель телеканала «Царьград» Юрий Пронько.

Как правильно ставит вопрос Миронов: не время ли подвести итоги?