05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 21 Ноября 2000г.
"Вместо рыночных отношений у нас апофеоз бюрократии, процветает театр абсурда, где сценаристом выступает господин чиновник. В стране множатся ряды державной номенклатуры. Враждебность к рынку, ненависть к деловым людям и вообще к бизнесу - в таких условиях расцвет экономики будет отодвинут на неопределенный срок..." Это строки из опубликованного открытого письма одного из российских предпринимателей министру экономического развития и торговли Герману Грефу. Многие бизнесмены, с которыми мне удалось обсудить ситуацию, в принципе согласны с этими мрачными оценками. Каждый приводил в подтверждение факты, основываясь на собственном опыте.

К примеру, чтобы открыть фирму, надо обойти от 25 до 70 организаций - от нотариальной конторы до милиции, антимонопольного министерства и главы местной администрации. В течение нескольких месяцев, а то и целого года нужно обивать пороги чиновных кабинетов, оформлять гору всяких документов, брать массу справок и, главное, везде получать разрешения. Стоит ли удивляться, что тысячи фирм в России работают неофициально, находясь в "тени" (другие причины - непомерные налоги, незащищенность бизнеса от криминальных "наездов и т.д.). Для сравнения: в Германии на открытие своего дела уходит всего два часа. Там бизнесмен просто заверяет у нотариуса уставные документы (не более 1 часа), затем в банке открывает счет (20 минут) и, наконец, регистрирует автотранспорт (40 минут). В России же без взяток должностным лицам в этой сфере и шага не сделаешь.
Всевластие чиновников распространяется и на миллионы рядовых граждан, приходящих в "присутственные места" для решения повседневных вопросов. В ходе опроса городского населения интервьюеры Всероссийского центра изучения общественного мнения спрашивали: "Приходилось ли вам давать взятки или иным образом "вознаграждать" кого-либо из городских чиновников, чтобы ваши вопросы решались быстрее?" 30 процентов граждан сказали: "Да". На другой вопрос "Приходилось ли давать взятки, чтобы получить то, что и так положено по закону?" утвердительно ответил каждый четвертый респондент.
Не захлебнутся ли, не утонут в вязком бюрократическом болоте начинания нынешнего президента страны? Сумеет ли власть начать серьезное наступление на доставшуюся в наследство широкомасштабную коррупцию? Как повысить эффективность неимоверно разросшегося аппарата государственной власти и управления? Этим и другим актуальным вопросам была посвящена наша беседа с ректором Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, доктором философских наук, профессором Владимиром ЕГОРОВЫМ. Он хорошо знает не только прежний механизм управления в стране (работал заместителем заведующего отделом культуры ЦК КПСС, помощником президента СССР Михаила Горбачева), но и детально представляет функционирование нынешних структур власти. Еще недавно был членом правительства, занимал пост министра культуры России. Он мог наблюдать за управленческим аппаратом и со стороны, будучи ректором Литературного института, директором Российской государственной библиотеки (бывшей "Ленинки").
- Владимир Константинович, приходилось ли вам самому, в личной жизни сталкиваться с бюрократической машиной?
- Конечно, причем не только у нас, но и за рубежом. Вместе с тем было бы большой ошибкой считать всех занятых в органах государственной власти и управления волокитчиками, мздоимцами, ретроградами. Это, конечно же, не так.
Было бы так, не построили великое государство. И не удержали бы его, в том числе в наши дни. Несмотря на развал страны и другие колоссальные потери. Впрочем, развал СССР - это во многом результат обюрокрачивания всей государственной управленческой машины. Боюсь, что мы еще не сделали из этого должных выводов.
А вообще без чиновников государство не сможет существовать. Все остановится. Ибо чиновники - своего рода посредники между государством и обществом. Однако правда и то, что далеко не все работающие в этой сфере соответствуют профессиональным и морально-этическим требованиям. Здесь еще предстоит большая кадровая работа.
- "Далеко не все" - слишком мягко сказано. Масштабы мздоимства у нас таковы, что впору говорить о национальном бедствии. В международном рейтинге Россия по этому показателю занимает 83-е место - за Эквадором, Боливией, Венесуэлой. Председатель Комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров на основании имеющихся у него данных сообщил, что около 70 процентов российских чиновников замешано в коррупции. Поразительные и опасные для государства масштабы. Есть ли какие-нибудь наработки по этой тематике в вашей академии?
- Во-первых, когда нас ставят в лидеры в подобных "соревнованиях", то надо и на методики подсчета внимательнее посмотреть. В этих "подсчетах" не только констатация содержится, но и интересы присутствуют. Не будем наивными.
Во-вторых, я не преуменьшаю опасности коррумпированности государства. Я просто предпочитаю не охать и ахать, а искать причины и пути решения проблемы.
Наш Социологический центр еще несколько лет назад провел опрос работников государственных органов исполнительной власти. Чиновникам предлагалось высказать свое мнение об этических ориентирах. В списке наиболее важных моральных качеств значилось 15 позиций, а выбрать из них нужно было только 3 самых приоритетных. И вот каковы итоги исследования. Честность в обобщенном списке приоритетов оказалась на третьем месте, принципиальность - на шестом, а неподкупность - вообще на девятом. Первое и второе места заняли такие качества, как доброжелательность и дисциплинированность - что, конечно, тоже важно, но в шкале высоких моральных ценностей (особенно для чиновника) на самом верху должна стоять, конечно же, неподкупность. Видеть такие вот "картинки" чрезвычайно важно во всей многогранной работе с кадрами, с кадровым резервом.
- Какие категории работников были опрошены?
- Это три группы. Во-первых, сотрудники центральных аппаратов министерств и ведомств; во-вторых, работники территориальных структур федеральных ведомств; в-третьих, управленцы в органах власти субъектов Федерации. И во всех группах "расклад" приоритетов оказался примерно одинаковым.
- Много ли чиновников назвали не один или два, а сразу все три главных приоритета: честность, принципиальность, неподкупность?
- Только 15-20 процентов. Причем и в среднем звене управления, и среди занимающих высокие должности.
Но, может быть, самым неприятным "открытием" стали этические взгляды многих молодых и начинающих сотрудников. Исследование показало: чем моложе служащие и чем меньше стаж их работы в государственных органах, тем "спокойнее" относятся они к отклонениям от обязательных норм нравственности. Этот "нигилизм" может дорого стоить государству.
Возникает тяжелейшая кадровая дилемма. С одной стороны, в стране проводится совершенно верный курс на омоложение госаппарата. Сегодня России очень нужны энергичные, современно мыслящие, открытые новейшим информационным технологиям работники, которые легко воспринимают новое, не отягощены прежними стереотипами. Но, с другой стороны, нельзя постоянно заниматься перетряхиванием аппарата и кадров. Здесь тоже нужен момент стабильности. В госаппарате человек должен дорожить своим местом. Временщик скорее становится, извините, хапугой. Так что надо и уважать государственного служащего, и оплачивать достойно его труд, и сделать все, чтобы не было безнаказанности.
- Коррупция, словно раковая опухоль, разъедает структуры власти и управления на всех уровнях. Как бороться с этим злом? Ежегодно удается раскрыть около 20 тысяч преступлений, связанных с коррупцией. Но это, по нашим масштабам, малая часть "айсберга". Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы ситуация стала наконец коренным образом меняться в лучшую сторону?
- Прежде всего надо четко регламентировать, я бы даже сказал, стандартизировать работу чиновника. Должны быть предусмотрены все ситуации, когда он дает разрешение (согласование, одобрение) и когда не дает. Общий принцип - как можно меньше зависимости граждан и юридических лиц от своеволия чиновника. А во многих случаях вообще необходимо разрешительный принцип заменить заявительным. Отправил бумаги и начинай работать, открывай свое дело... Сделал что-то против закона - отвечай. А если чиновник вопреки всему начинает вмешиваться, надо его ставить на место. Нужна диктатура закона, а не его непрошеных толкователей.
Особый разговор - о зарплате государственных служащих. Положение ненормально. Опросы показали, что значительная часть чиновничества рассматривает госслужбу как источник благополучия. При таком настрое коррупция неизбежно превращается в общенациональную проблему. Понятно, материальное обеспечение работников надо улучшать, но повышение зарплаты должно быть увязано с конкретными результатами их труда. А лозунг или предложение повысить кратно зарплату чиновникам, дабы взятки не брали, -это и не путь решения проблемы, и унизительно для всех работающих на госслужбе, среди которых большинство - люди честные. Я в этом убежден.
Не сомневаюсь, что начавшееся наступление на коррупцию на этот раз будет успешным. У нас просто нет иного выхода. У нынешней власти для этого есть все возможности. Есть мандат доверия общества и, самое главное, есть понимание и политическая воля.
Но не только в коррупции дело. Конкретные результаты в борьбе с коррупцией и разболтанностью государственной машины - это, на мой взгляд, те условия, без которых не состоится экономический подъем, не будут решаться должным образом социальные проблемы. Воля нынешнего президента России направлена на решение этих задач: прежде всего - страна, а не клановые и частные интересы. Поэтому, мягко скажу, и не всем это по душе.
- Готовы ли чиновники к установлению более жесткого контроля своей деятельности со стороны законодательных органов и гражданских институтов?
- Скажу прямо, отношение к этим предложениям неоднозначное. Только 14 процентов опрошенных поддерживают такой демократический контроль (они же выступают за большую открытость и терпимость к "чужим" жизненным идеалам). А 86 процентов работников государственного аппарата привержены традиционным принципам "административного государства". Бюрократия недемократического общества оставила в головах многих чиновников глубокий след, и на перестройку сознания, восприятие новых ценностей требуется время. Российское общество в целом гораздо дальше продвинулось в восприятии демократии, рыночных отношений, чем многие из тех, кто разрабатывает законы, принимает их, работает в государственном аппарате.
Вот почему так важно повышать качество обучения и расширять масштабы переподготовки управленческих кадров. Наша академия серьезно занимается этим. Ежегодно у нас, в наших региональных академиях и филиалах, проходят обучение и повышение квалификации 160-170 тысяч работников федеральных и региональных органов власти. Принимаем не только госслужащих, но и всех желающих. Помимо традиционных направлений (экономика, юриспруденция), в академии есть и кое-что наособицу, например, кафедры антикризисного управления, национальной безопасности, государственной службы. Показательно, что каждый второй прошедший обучение в академии получил повышение по службе.
- И последнее. Армия чиновников растет стремительными темпами. В 1963 году в России численность работников, занятых в аппарате государственной власти и управления, составляла 500 тысяч человек (включая центральные органы бывшего СССР). На начало 2000-го -1,133 миллиона. Рост - более чем вдвое. Широко объявленная пару лет назад правительственная программа экономии госрасходов и сокращения численности чиновников благополучно провалена. В прошлом году управленцев стало больше еще на 30 тысяч. Куда идем?
- Ситуация действительно острая. Хотел бы, однако, подчеркнуть, что в 1995-1999 годах общая численность "белых воротничков" на федеральном уровне сократилась на 700 человек, а весь прирост произошел на региональном уровне - чиновников здесь стало больше на 130 тысяч.
В целом кадровая политика требует существенного совершенствования. Здесь много вопросов. Например, такой. Талантливых специалистов с периферии крайне редко приглашают в Москву. Конкурсы на замещение должностей нередко носят формальный характер, а зачастую не проводятся вовсе. На важнейших участках немало людей преклонного возраста.
Опрос взрослого населения, проведенный Социологическим центром нашей академии в прошлом месяце, показал, что многие граждане все еще определяют режим власти как симбиоз анархии и административного диктата. От чиновников на всех этажах управления во многом зависит, удастся ли изменить ситуацию. Я не ратую - еще раз подчеркиваю это - за кадровую революцию (она привела бы только к очередной дезорганизации и хаосу), но обновление корпуса управленцев, повышение их квалификации, эффективности работы - жизненно необходимы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников