ЮНГИ СЛУЖАТ НА ГРАНИЦЕ

Капитан первого ранга Владимир Стрижов после военно-морского училища много лет служил на Тихом океане. Но так случилось, что под занавес военной карьеры морского волка отправили в далекий от океанов Псков - командовать бригадой пограничных сторожевых катеров на Чудском озере, где с недавних пор пролегла граница. Недавно это соединение было признано лучшим в ФПС России. А еще 4-я бригада отличилась тем, что первой среди пограничников приютила у себя четверых сирот, зачислив их в юнги.

- Есть у меня друг, бывший моряк Виктор Бибиков, - рассказывает Владимир Стрижов. - Человек талантливый, предприимчивый. Поднял умирающий колхоз, рыбачий флот построил, завод перерабатывающий открыл. Вот Виктор Иванович мне как-то и говорит: "Встретил я на вокзале пацана - грязный, голодный, дал ему десятку на пирожок. А он, поди, на пиво ее истратит и бродяжничать будет, пока за решетку не попадет. Вот я и подумал - может, ты его на воспитание в бригаду пристроишь? Ведь были же в войну сыны полков, юнги. Сколько хороших людей из них выросло!.." В общем, убедил, - продолжает Стрижов. - Псковичи мне подсказали, что, скорее всего, паренек тот живет в интернате. Поехали мы туда за одним, а привезли в бригаду четверых - эти очень уж напористо просились на флот. Выделили им кубрик, пошили парадную форму, выдали рабочую робу. И началась для них погранично-морская служба. Утром подъем, вечером отбой. А в промежутке -учеба в обычной школе, изучение устава, истории флота, техники, оружия...
Напутствуя ребят перед первым уроком, комбриг сказал: "Я вас люблю как сыновей, но плохой учебы не прощу. В первое увольнение пойдете, когда покажете дневники без троек". Спустя пару месяцев юнги, подметая улицы клешами, гордо ходили по городу. А через два года, когда пришло время уезжать из части, получили аттестаты зрелости с лучшими оценками в классе. На проводы собралась вся бригада. "Батька" Владимир Сергеевич перед строем вручил каждому солидную сумму.
Почти пять лет прошло с тех пор. Бывший юнга Вася Буланов - теперь курсант Пушкинского военно-морского училища. Паша Клевцов остался в Пскове - офицер милиции, Дима Базылев - в подмосковном Голицыне, в училище погранвойск. А Дима Макаров пробивается в "адмиралы" с матросского звания, ходит на коммерческих судах.
Сейчас в их кубрике живут очередные четверо юнг: Антон Щербаков, Вася Дмитриев, Володя Тихонов, Дима Силаев. Судьбы схожие - все сироты при живых родителях. За два месяца новой жизни еще не привыкли к уюту и сытости, угрюмы, на незнакомых смотрят исподлобья. Но как завидят капитана первого ранга Стрижова - враз светлеют лица, появляются улыбки. Владимир Сергеевич с ними, как со своими детьми, искренен, ласков и требователен. Говорит, что скоро дослужатся до первого увольнения -натиск "двоек" в дневниках отбит.
К слову, с недавних пор юнги живут на полном казенном довольствии, и это не приходится скрывать от проверяющих. Президент России Владимир Путин подписал указ, который разрешает зачислять воспитанников в воинские части.