Сегодня взрослые зрители заходят сюда редко. Поэтому я была крайне удивлена, увидев на спектакле "Великий пересмешник" людей преклонного возраста. Оказалось, что спектакль посвящен 100-летию со дня рождения Сергея Образцова. А поставлен он его дочерью Екатериной Образцовой по мотивам книги отца "По ступенькам памяти". В роли ведущего выступил артист МХАТа Всеволод Абдулов. Прогуливаясь в антракте среди музейных стендов с застывшими куклами и прислушиваясь к разговорам публики, я поняла, что многие из присутствующих лично знали Сергея Владимировича, бывали на его премьерах, и поэтому каждая кукла им тут знакома. Ведь до сих пор визитной карточкой театра является уникальный спектакль Образцова "Необыкновенный концерт".
К большому сожалению, у нынешнего коллектива так и не появилось других постановок, равных этой. Хорошие мастера-кукловоды здесь есть, и умелые художники тоже не перевелись, но, видно, этого мало. Нужны свежие художественные идеи, в конце концов нужен лидер, каким и был Образцов, создавший в 1931 году первый в стране профессиональный кукольный театр из 12 человек.
Пишу я об этом еще и потому, что "Великий пересмешник" не оправдал надежд старых почитателей театра и остался всего лишь "датским" спектаклем - то есть приуроченным к круглой дате. Хотя цель у него была весьма благородная: показать историю жизни Образцова и его творчества в контексте сложного и по-своему трагичного для России ХХ века. Мальчишкой Сергей Владимирович видел на параде царя Николая II, учился в студии Художественного театра у Владимира Немировича-Данченко, дружил с Всеволодом Мейерхольдом. Даже общался с Климентом Ворошиловым, который, побывав на его спектаклях, сказал: "Оказывается, из всякой ерунды и хреновины можно дело сделать". Вероятно, под "всякой ерундой" сталинский стрелок подразумевал кукольный народ. Действительно, надо иметь великий талант художника, чтобы маленькие, неодушевленные существа, сделанные из лоскутков материи и кусочков дерева, превращались в живых персонажей со своей биографией и судьбой.
В России и до Образцова были известные кукловоды, веселящие публику на ярмарках своими Петрушками. Но он сумел пойти дальше: создать кукольный мир, где тряпичные герои стали "переживать" превратности судьбы не хуже, а то и глубже драматических лицедеев. Как тут не вспомнить Вильяма Шекспира, писавшего, что Бог распоряжается людьми словно марионетками, дергая их за ниточки. Не потому ли артист-кукольник, стоящий за ширмой и манипулирующий движениями своего персонажа, похож на всемогущего демиурга. При этом он знает, что кукла оживает, когда ее любят, вкладывают в нее душу.
Зрительный зал замирал от восторга, когда во втором акте пять артистов выходили на сцену и показывали публике, как они "обслуживают", не поверите, всего двух кукольных партнеров страстного аргентинского танго. Такое зрелище долго не забывается! А ведь подобные "цирковые" номера кукловоды проделывают каждый вечер, стоя за ширмой. Сергей Образцов хотел, чтобы в его удивительном театральном доме было хорошо всем: артистам, куклам, взрослым, детям, и чтобы они улыбались... Может быть, теперь в этом уникальном доме стало так грустно потому, что нынешние хозяева забыли об этом?