ВЕЛИКИЙ ПЕРЕСМЕШНИК

Проезжая по Садовому кольцу мимо Театра кукол имени Образцова, каждый раз смотрю на гигантские часы, висящие над его подъездом, надеясь увидеть, как маленькие дверцы по краям огромного циферблата открываются и в них появляются персонажи детских сказок. Среди гудящей, визжащей тормозами улицы это всегда воспринимается как чудо.

Сегодня взрослые зрители заходят сюда редко. Поэтому я была крайне удивлена, увидев на спектакле "Великий пересмешник" людей преклонного возраста. Оказалось, что спектакль посвящен 100-летию со дня рождения Сергея Образцова. А поставлен он его дочерью Екатериной Образцовой по мотивам книги отца "По ступенькам памяти". В роли ведущего выступил артист МХАТа Всеволод Абдулов. Прогуливаясь в антракте среди музейных стендов с застывшими куклами и прислушиваясь к разговорам публики, я поняла, что многие из присутствующих лично знали Сергея Владимировича, бывали на его премьерах, и поэтому каждая кукла им тут знакома. Ведь до сих пор визитной карточкой театра является уникальный спектакль Образцова "Необыкновенный концерт".
К большому сожалению, у нынешнего коллектива так и не появилось других постановок, равных этой. Хорошие мастера-кукловоды здесь есть, и умелые художники тоже не перевелись, но, видно, этого мало. Нужны свежие художественные идеи, в конце концов нужен лидер, каким и был Образцов, создавший в 1931 году первый в стране профессиональный кукольный театр из 12 человек.
Пишу я об этом еще и потому, что "Великий пересмешник" не оправдал надежд старых почитателей театра и остался всего лишь "датским" спектаклем - то есть приуроченным к круглой дате. Хотя цель у него была весьма благородная: показать историю жизни Образцова и его творчества в контексте сложного и по-своему трагичного для России ХХ века. Мальчишкой Сергей Владимирович видел на параде царя Николая II, учился в студии Художественного театра у Владимира Немировича-Данченко, дружил с Всеволодом Мейерхольдом. Даже общался с Климентом Ворошиловым, который, побывав на его спектаклях, сказал: "Оказывается, из всякой ерунды и хреновины можно дело сделать". Вероятно, под "всякой ерундой" сталинский стрелок подразумевал кукольный народ. Действительно, надо иметь великий талант художника, чтобы маленькие, неодушевленные существа, сделанные из лоскутков материи и кусочков дерева, превращались в живых персонажей со своей биографией и судьбой.
В России и до Образцова были известные кукловоды, веселящие публику на ярмарках своими Петрушками. Но он сумел пойти дальше: создать кукольный мир, где тряпичные герои стали "переживать" превратности судьбы не хуже, а то и глубже драматических лицедеев. Как тут не вспомнить Вильяма Шекспира, писавшего, что Бог распоряжается людьми словно марионетками, дергая их за ниточки. Не потому ли артист-кукольник, стоящий за ширмой и манипулирующий движениями своего персонажа, похож на всемогущего демиурга. При этом он знает, что кукла оживает, когда ее любят, вкладывают в нее душу.
Зрительный зал замирал от восторга, когда во втором акте пять артистов выходили на сцену и показывали публике, как они "обслуживают", не поверите, всего двух кукольных партнеров страстного аргентинского танго. Такое зрелище долго не забывается! А ведь подобные "цирковые" номера кукловоды проделывают каждый вечер, стоя за ширмой. Сергей Образцов хотел, чтобы в его удивительном театральном доме было хорошо всем: артистам, куклам, взрослым, детям, и чтобы они улыбались... Может быть, теперь в этом уникальном доме стало так грустно потому, что нынешние хозяева забыли об этом?