03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ПРОЛЕТИМ ЛИ НА АЭРОБУСАХ?

Алексеев Владимир
Опубликовано 01:01 21 Ноября 2002г.
Компания "Аэрофлот" в присутствии премьер-министра Михаила Касьянова подписала во французской Тулузе контракт с концерном "Airbus" на приобретение 8 самолетов А-320.Еще 10 европейских аэробусов российская компания получит в лизинг у американской компании GESAS. Общая стоимость контракта оценивается в 600 млн. долларов.

А вчера поступило сообщение, что Европейский союз рассматривает вопрос об ужесточении требований к воздушным судам по уровню шума еще на 5 децибел. В случае принятия такого решения под новые экологические нормы российские самолеты попадут уже во второй половине 2003 года. После чего в Европу смогут летать только самолеты западного производства и 10 отечественных самолетов последнего поколения Ту-204 и Ту-214, которые сегодня эксплуатируются.
Под запрет Евросоюза могут попасть все остальные лайнеры - Ту-154М, Ил-62-М, Ан-124-100, Ан-72, Ан-74, Як-42Д, а также Ил-96. Ранее предполагалось, что новые экологические требования начнут действовать не ранее 2006 года. Уместно напомнить, что с 1 апреля 2002 года европейцы уже ввели запрет на полеты на континент шумных по их нормам самых массовых российских лайнеров Ту-134, Ту-154, Ил-86 и Ил-76. А с 2006 года ЕС обещает ввести еще более жесткие нормы шумового контроля.
В этой ситуации российским авиакомпаниям не остается ничего другого, как переходить на лизинг или покупку зарубежных лайнеров, главным образом из семейства "Boeing" и "Airbus". Именно так и поступил "Аэрофлот". Сколько угодно можно обвинять компанию "в отсутствии патриотизма", однако делу перевозки пассажиров и грузов это не поможет. Чтобы выжить, авиаперевозчик должен сохранить свои позиции на рынке. А на каких самолетах, наших или зарубежных, - для него неважно. Не ждать же пока наш авиапром подтянется со своей "скоропортящейся" по экологическим нормам продукцией. Сейчас парк самолетов компании состоит из 111 машин, из которых 27 - западного производства.
Однако "пикантность" ситуации в том, что государству в Аэрофлоте принадлежит 51 процент акций, то есть компания по большей части является казенной. Между тем о поддержке российского авиапрома правительство заявляло уже не раз и даже приняло федеральную программу модернизации транспортного комплекса России на период до 2010 года общей стоимостью более 4 трлн. рублей. Не далее как в феврале этого года премьер Михаил Касьянов, посещая в Ульяновске "Авиастар", выпускающий Ту-204, заявил: "Спрос на эти машины есть. Теперь нужно определить, какие меры необходимо принять, чтобы схема государственной поддержки выпуска новых самолетов заработала на полную силу". Видимо, глава правительства определился: как иначе расценить сам факт личного присутствия премьера при заключении 600-миллионной сделки в пользу "Airbus".
Чтобы подсластить российским авиастроителям горечь "аэробусной пилюли", французы пообещали создать в Москве рабочие места (для 100 человек) в Центре инженерных технологий концерна. При этом заявлено, что центр будет интегрирован в систему разработки и производства авиатехники "Airbus". Он станет выполнять заказы подразделений концерна во Франции и Германии. Иными словами, наши умные головы будут работать на потенциальных конкурентов наших самолетостроителей.
В этом свете все разговоры о господдержке лизинга российских самолетов становятся неактуальными. Особенно если учитывать, что ни на лизинг, а и на разработку перспективных моделей самолетов, которые могли бы заменить устаревшие машины, денег в казне нет.
Тем временем Украина наращивает взаимодействие с Китаем в области самолетостроения. По сообщению из Пекина, наши соседи собираются поставить в Китай партию самолетов Ан-140. О сумме предполагаемой сделки ничего не сообщается. Кстати, Китай остается главным заказчиком ульяновского "Авиастара", который поставляет в Поднебесную партию Ту-204 из пяти самолетов.
КОМПЕТЕНТНЫЕ МНЕНИЯ
Евгений ШАХМАТОВ, проректор Самарского государственного аэрокосмического университета:
- Еще десять лет назад в Самаре был создан опытный образец авиационного двигателя НК-93, который по своим характеристикам до сих пор не уступает лучшим зарубежным образцам - он даже их экономичнее на 10 - 15 процентов, имеет высокие экологические параметры. Если бы НК-93 был на крыле, то не возникало проблем с двигателями для Ту-204, Ил-96 и других машин. Но все эти годы наши конструкторы ходят с протянутой рукой. Денег Росавиакосмоса не хватает, областной бюджет при всем желании тоже не может решить эту проблему. А Запад тем временем пытается заполнить наш рынок своими двигателями и своими самолетами.
Другой пример - наш "Авиакор - Авиационный завод". Это крупнейшее авиапредприятие делало знаменитые Ту-154, а сейчас производство свернуто. Руководство завода ищет пути выхода, но финансовая проблема как была, так остается главным тормозом.
Меж тем Россия без своей гражданской и военной авиации не сможет не только развивать экономику, но и сохранить суверенитет. Должна быть государственная программа, которая определила бы основные направления развития самолетостроения, пути финансирования проектов, налоговые льготы и так далее. Надо не закупать или арендовать самолеты западных производителей, а строить свои.
Самара.
Игорь ВОЛКОВ, представитель авиакомпании "Сибирь":
- В том, что Аэрофлот заключает контракт с ведущим европейским авиационным концерном "Эрбас" на поставку А-320, нет ничего удивительного. Это логичный шаг для крупного авиаперевозчика, к тому же имеющего особый статус на нашем рынке. Во-первых, наш Ту-204, который является аналогом европейского лайнера, не стал серийным и, по сути, еще находится в стадии доводки. Во-вторых, Аэрофлот и "Трансаэро" -отечественные компании, которые имеют квоту на покупку иностранных самолетов на льготных условиях. Естественно, они этим пользуются, приобретая современные лайнеры, доведенные до нужных кондиций и успевшие себя зарекомендовать на воздушных линиях.
Наша авиакомпания эксплуатирует самолеты только российского авиапрома. Нам покупать лайнеры за рубежом невыгодно, потому что придется платить пошлины, доходящие до 46 процентов от стоимости машины. Так что Аэрофлоту в этом смысле можно позавидовать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников