ПОЕЗД-ПТИЦА НИКУДА НЕ МЧИТСЯ

С журналистами академик Игорь Спасский встречается редко. Главная причина тому - дефицит времени у главного конструктора российских подводных лодок. Но с представителями крупнейшего китайского информагентства "Синьхуа", гостившими в России по приглашению "Труда", Игорь Дмитриевич нашел возможность встретиться.

Проходила встреча в международном бизнес-центре, построенном ЦКБ морской техники "Рубин", который возглавляет академик Спасский. Как он сам его называет, "капиталистический "Рубин" (в отличие от "социалистического", где расположены его кабинет и все конструкторские службы). Наши китайские коллеги с восхищением осмотрели помещения центра, побывав в том числе в современном спортивном комплексе, единственном в своем роде в Петербурге.
Самое же большое впечатление произвела на них беседа с академиком. Рассказывал Игорь Дмитриевич не только о субмаринах - тех, что в проекте и которые уже плавают по морям-океанам. В том числе, к слову, и в водах КНР. По заказу наших восточных соседей "Рубин" поставил недавно ВМФ Китая восемь подводных лодок. Данные подводные корабли - это сообщили уже журналисты "Синьхуа" - произвели фурор у китайских моряков.
Настоящей сенсацией для гостей "Рубина" стал рассказ его генерального директора о том, что уже несколько лет ЦКБ морской техники занимается также проектированием... скоростных поездов нового поколения. По словам Игоря Спасского, созданный ими поезд способен развивать скорость до 300 - 350 км/час. Он уже прошел испытания, и весьма успешно. В этом поезде по заказу Министерства железнодорожного транспорта России конструкторами все того же "Рубина" впервые опробована уникальная система безопасности пассажиров. Скажем, произошло ЧП - поезд налетел на препятствие. Обычно в таких случаях без жертв не обходится. В первую очередь страдает машинист. В суперэкспрессе "от ЦКБ" машинист не пострадает, а пассажиры, сидящие в купе, почувствуют разве что легкий толчок. Фантастика? "Нет, реальность", - сказал академик. И подчеркнул:
- Такой поезд хорош на расстоянии 1000 - 15000 км. У вас в Китае между Пекином и Шанхаем какое расстояние - чуть более тысячи километров? А колея широкая?
Железнодорожная колея в КНР - европейская, то есть чуть уже российской. Но это не проблема, заметили гости. Было видно, их очень заинтересовал новый поезд. Руководитель делегации Хань Чжаньхуэй сообщил, что сравнительно недавно правительство его родины проводило тендер, выбирая компанию, которая смогла бы обеспечить современное скоростное сообщение между столицей страны и ее вторым по величине городом - Шанхаем. Свои предложения представили французские и японские фирмы. "Как жаль, что россияне не участвовали в этом тендере!" - воскликнул господин Хань. - Вернувшись домой, обязательно расскажем своим согражданам о вашем поезде. Думаю, окончательного решения по тендеру наше правительство еще не приняло, и есть шансы именно вам выиграть его".
Естественно, гостей заинтересовало, почему же в России этот экспресс еще "не в ходу"? Разгадка проста: поезд - современный, а вот железнодорожное полотно, по которому надлежит ему бегать, увы, даже не вчерашнего, а уже позавчерашнего дня. Требует серьезной реконструкции. А это - немалые средства.
Долго продолжалась беседа журналистов крупнейшего китайского информационного агентства с Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственных премий Игорем Дмитриевичем Спасским. По признанию самого академика, когда он шел на нее, не думал, что вызовет она столь большой взаимный интерес. Чаще всего в последнее время представители прессы "пытали" его в основном о погибшем "Курске". Мало кто вообще знает, что Федеральное государственное предприятие ЦКБ "Рубин" уже много лет занимается не только подводными лодками. Впервые в России именно здесь была разработана уникальная установка для очистки воды. Она устанавливается сейчас в санаториях популярного на Северо-Западе курорта Сестрорецк близ Петербурга. И первая в мире экскурсионная подводная лодка "Нептун", ныне плавающая в Средиземном море, - тоже детище Спасского и его коллег. К слову, от желающих пройти на ней "подводными мирами" нет отбоя. В основном это, конечно, состоятельные экскурсанты Западной Европы. Зарабатываемые с ее помощью средства идут в копилку нашего государства...