07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАМЫСЛИЛ ОН ПОБЕГ...

Тур Валерий
Опубликовано 01:01 21 Ноября 2003г.
В телеэфире прошел сериал по роману Юрия Полякова "Замыслил я побег...", главы из которого публиковались в свое время в "Труде". Именно прошел - такова уж специфика телевидения: это не книга, которая остается на полке, которую можно открыть снова, перечитать. Потому спешу записать свои впечатления - пускай и беглые, неокончательные...

Сериал "Побег", несомненно, стал удачей - авторов и кинокомпании "Телефильм". Он получил Гран-при на Евразийском телефоруме, был отмечен критиками и коллегами, но, главное, его смотрела масса зрителей, ибо сюжет "Побега" построен по нарастающей, а это совсем немало в наше время, когда иные сериалы делаются по принципу размазывания каши по тарелке. "Побег" - не "стрелялка" и не "гонялка", от которых воротит скулы и цементируются мозги, но он захватывает. И это, конечно же, успех и автора романа, и опытного сценариста Рустама Ибрагимбекова, и молодого режиссера Мурада Ибрагимбекова.
Юрий Поляков - романист, который пишет остроироническую прозу. Эта ирония и есть "оптика", при помощи которой писатель рассматривает серьезные явления жизни. В центре повествования - человек, попавший в крутые виражи нашего времени, то ощущающий себя победителем, то терпящий поражения. Нам мучительно жалко его - то удачливого, то впадающего в унижение, то снова вроде бы успешного, но такого хрупкого и беспомощного под грубыми подошвами сильных мира сего. Фамилия поляковского героя - Башмаков, жена зовет его "Тапочкин". Мне же слышится постоянно - Башмачкин. Да, гоголевский Акакий Акакиевич. Речь не идет о сравнении классического произведения с современным, но герои и того и другого тщетно пытаются оградить себя от лютого холода окружающего мира, и оба платят жизнью за эти попытки.
И роман, и сериал охватывает весьма протяженный отрезок времени: от брежневского краснознаменья и почти до нынешнего дня. На фоне поистине эпохальных событий протекает негромкая жизнь Олега Трудовича Башмакова. Он в общем-то, понимает суть происходящих процессов, но куда больше волнует Трудовича его собственная негромкая, маленькая, бедная событиями жизнь. Да, он участвует в создании космолета "Буран", но на фоне создания этого чуда техники главное для него - тусклый романчик с сослуживицей. Да, он идет к Белому дому в самый канун расстрела парламента, но только для того, чтобы отнести котлеты и выпивку другу... В романе и в сериале этот "парадокс", как любит выражаться герой, художественно решается по-разному. У Полякова исторические вехи прописываются фоном, вторым планом. М. Ибрагимбеков выводит их крупно, очень конкретно: Брежнев мямлит, Ельцин краснобайствует, танки лупят по парламенту, а вот штурм Останкина, вот телевизионная башня горит...
Полякова нелегко экранизировать, хотя экранизированы почти все его романы. С одной стороны, книги предлагают обширный материал и длящийся, развернутый сюжет. С другой - слишком многое скрыто в слове, в интонации. Причем не только в тексте, но и в подтексте. Как же быть? Выход один: искать эквивалент авторскому замыслу и интонации. Судя по всему, молодой режиссер "Побега" понимал это: он искал пластический, зрительный эквивалент прозы Полякова. Кое-где это ему удалось (рубка дров пьяным президентом банка, к примеру), кое-где нет - не буду перечислять огрехи фильма по сравнению с романом, скажу только про финал. Сериал кончается так: герой, висящий в буквальном смысле над бездной, хочет позвать на помощь жену и любовницу, находящихся в его квартире, и думает: "Вдвоем они смогут вытащить меня..." И - финальный титр: "Конец"... Но в романе далее есть слова: "даже сейчас, изнемогая, он не понимал, чье имя должен прохрипеть". В них - суть: жизнь прожита, а он не определился, бедолага, в своем выборе, так и не понял чего-то очень важного. Когда сериал финиширует, и у зрителя остаются вопросы: как "вдвоем", почему "вдвоем"?..
Но вернемся к общей оценке "Побега". В фильме выражен главный смысл романа: герой давно задумал свой побег, но нет у него на это сил - растрачены попусту; жизнь растрачена, проврана, прошучена. Это волнует "без дураков", по-настоящему. Зритель, я уверен, будет ждать повтора удачного сериала.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников