ЗАБАСТОВКА РОССИЙСКОЙ СБОРКИ

В ночь с понедельника на вторник был остановлен основной конвейер на российском заводе "Форд Мотор Компани" во Всеволожске Ленинградской области. Более 1500 (из 2000) рабочих начали бессрочную забастовку, требуя повышения заработной платы (предварительную забастовку, которую местный профсоюз провел две недели назад, областной суд признал незаконной). Активность рабочих пока не повлияла на планы руководства предприятия, которое по-прежнему уверенно заявляет, что в следующем году российское производство ФМК будет расширено за счет новой модели - Ford Mondeo, и решает вопрос, что делать с организаторами акции протеста.

Забастовка началась в 00 часов минувшего вторника. Конвейер остановили рабочие второй - вечерней - смены. Их требования: поднять зарплату до 7-кратного прожиточного минимума (в Петербурге, в пригородах которого проживает большинство рабочих ФМК, он равняется 28 000 рублям), а также пересмотреть систему оплаты труда.
- Сначала мы будем просто блокировать работу завода в ожидании, когда администрация сядет за стол переговоров, - заявил "Труду" лидер заводского профсоюза Алексей Этманов. - Мы обязательно организуем пикет и у головного офиса "Форда" в Москве. Мы делаем лучшие машины в России - это общепризнано. Соответственно хотим и получать за свой труд. Нашу однодневную забастовку, проведенную 7 ноября, областной суд признал незаконной. На этот раз мы четко следовали букве законодательства и загодя - за 10 дней - предупредили администрацию о своих намерениях.
Требования об изменении условий оплаты труда и суммы денежного вознаграждения за него - основные у профсоюзного коллектива "Форда" на протяжении последних трех лет. Полтора года назад рабочие и руководство завода подписали новый трудовой договор. Как говорит теперь Этманов, "профкому пришлось пойти тогда на некоторые уступки, чтобы выиграть в главном". Теперь пришел черед те уступки отыграть.
Зарплата на "Форде" во Всеволожске - одна из самых высоких для автомобильных производств России. С премиями, доплатами за работу в выходные и ночные смены она приближается к 28-30 тысячам рублей. Рабочие, однако, считают, что это совсем немного по сравнению с тем, сколько получают их коллеги на таких же фордовских заводах в Западной Европе и Латинской Америке. "Чем мы хуже немцев или аргентинцев? - говорят они. - Почему должны получать меньше?".
К середине дня вторника о своем участии в забастовке заявили 1700 рабочих - из 2000, числящихся на предприятии. Те 300 человек, которые были готовы продолжать работу, получили соответствующее уведомление от администрации о временной остановке конвейера, в котором должны были расписаться. Им будет выплачиваться 2/3 их зарплаты.
Ежедневно на заводе во Всеволожске производится около 300 автомобилей. То есть сумма реальных убытков предприятия за день простоя составляет 3 - 4 млн. долл.
Руководство "Форда" пока не паникует и готово противостоять рабочим. Вчера выяснилось, что на заводе Ford в Германии было заказано несколько тысяч автомобилей Focus. Они уже доставлены в Петербург. Основные дилеры компании Ford, которым позвонили корреспонденты "Труда", заявили, что с поставками машин у них проблем нет.
- Мы работаем по плану, - заявила "Труду" бренд-менеджер московской компании GENSER, являющейся официальным дилером Ford, Елена Калиненко. - Когда могут возникнуть перебои, сейчас сказать сложно. Из Всеволожска к нам поступает модель Ford Focus различных модификаций. Машины ничем не уступают аналогам европейской сборки, однако цена у них ниже. Она начинается от 335 тысяч рублей. Всеволожские автомобили пользуются большой популярностью. Очередь на них растянулась на полгода.
Тем не менее, руководство "ФМК" понимает, что противостояние не может длиться бесконечно.
- Администрация готова сесть за стол переговоров, - заявила "Труду" Екатерина Кулиненко, отвечающая на предприятии ФМК за общение с прессой. - Но только не в условиях забастовочных действий. Забастовка не изменит планов по расширению завода. Новые цеха для производства нового Ford Mondeo будут введены в строй уже в будущем году. Территория для них выделена тут же, рядом с действующими цехами. Уже к концу 2008 года планируется выпустить не менее 25 тысяч Mondeo.
Впрочем, на вопрос, из каких регионов - России, СНГ, Европы - будут набирать рабочих в открывающиеся цеха, администрация отказывается отвечать, называя это частным делом компании.
- Ford в известной мере сам виноват в своих проблемах, - заявил "Труду" ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. - Компания несколько лет назад отправила некоторых своих рабочих на другие заводы, в частности в Бразилию. Лидеры профсоюза не теряли там время зря и успешно переняли опыт организации забастовок у своих коллег. Другие компании теперь наверняка откажутся от подобных идей.
Многие иностранные автопроизводители, осваивающиеся в России, очень внимательно отслеживают ситуацию во Всеволожске (до конца нынешнего года должны заработать конвейеры заводов компаний Toyota под Петербургом и Volkswagen в Калужской области - и та, и другая как раз сейчас активно занимаются вербовкой рабочих). Ищет себе еще одну площадку в России и Hyundai Motor Company, который уже собирает свои автомобили в Таганроге.
- Сейчас мы выбираем место для строительства нового завода в России, - заявила "Труду" представитель компании Hyundai Motor Company Анна Белозерская. - И, конечно, при составлении договоров с будущими наемными работниками мы обязательно будем исходить из опыта коллег из компании Ford и интересов нашей компании.
Многие эксперты авторынка считают, что забастовка во Всеволожске надолго останется самой скандальной на иностранных автомобильных производствах в нашей стране. "Из-за угрозы огромных убытков от простоев другие иностранные автопроизводители пойдут на разнообразные юридические хитрости при составлении договоров с наемными работниками и вряд ли допустят подобные акции на своих заводах", - уверен адвокат Леонид Ольшанский.
СПРАВКА "ТРУДА"
Завод во Всеволожске является первым производством в России, полностью принадлежащим и находящимся под управлением международной автомобильной компании. Инвестиции в его строительство составили 230 млн. долл. На заводе работает более 2 тысяч человек. Завод является самым молодым среди аналогичных предприятий компании Ford и единственным, где собираются автомобили Focus всех четырех типов кузова: седан, универсал, пятидверный и трехдверный хэтчбэки.
Объем продаж Ford Motor Company в России за третий квартал 2007 г. составил 120 тыс. 410 автомобилей. В тройку лидеров вошли Ford Focus - 63 459, Ford Fusion - 27 669 и Ford Fiesta - 8 651 автомобиль.
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ЗАВОДЧАНЕ
Как такового деления по специальностям на ФМК нет. И слесари-сборщики, и маляры, и рабочие других специальностей получают следующие зарплаты:
Новички - 15 700 рублей в месяц минус налоги.
Имеющие разряды - 28 000 - 30 000 минус налоги плюс надбавки за сверхурочные и праздничные.
ПОЧЕМУ НЕ УВОЛЬНЯЮТ БАСТУЮЩИХ?
Предварительная забастовка во Всеволожске, состоявшаяся 7 ноября, была признана судом незаконной. Бастующие подчинились его решению и вышли на работу. При организации нынешней забастовки они учли свой неудачный опыт.
- Наша нынешняя акция совершенно законна, - заявил "Труду" один из лидеров профсоюза во Всеволожске Игорь Темченко. - Мы обратились в администрацию за десять дней до начала забастовки, выполнили все требования закона. Поэтому ни бастующих, ни нашего профсоюзного лидера Алексея Этманова увольнять совершенно не за что. У администрации нет никаких претензий к выполнению ими своих обязанностей.
В руководстве "ФМК" категорически отказываются комментировать возможные репрессивные меры для бастующих. Впрочем, многие юристы считают, что при правильной организации акции протеста найти их будет довольно сложно.
- Статьи 414 и 415 Трудового кодекса дают наемным работникам определенные гарантии при рассмотрении коллективных трудовых споров (забастовок), - сообщила "Труду" юрист компании "Мосправовед" Елена Доронина. - Участие в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и быть основанием для расторжения трудового договора. Исключением является случай, когда бастующие не подчиняются решению суда и не прекращают забастовку. Еще одно требование: работодатели должны быть предупреждены как минимум за десять дней до начала акции. Кроме того, участвовать в ней не могут некоторые категории работников - занятые в энергоснабжении, связи, медицине и транспорте. Судя по всему, работники завода во Всеволожске соблюли все требования закона, поэтому им вряд ли угрожает увольнение.