Эти склочные соседи…

 Как сохранить мир в доме и найти подход к каждому жильцу

 Я человек неконфликтный, но иногда хочется сказать своим соседям все, что я о них думаю. Когда вдруг среди ночи этажом ниже начинаются семейные разборки с мордобоем или когда юное дарование из квартиры сверху дерет глотку в караоке. А лифт? Наш горемычный лифт, в котором на стенах с ужасающей частотой появляются «наскальные рисунки». Знала бы, кто упражняется, руки оторвала бы. А есть еще мусор в подъезде, парковка на детской площадке – и это далеко не полный список претензий, которые можно было бы предъявить соседям.

В числе самых распространенных жалоб на соседей – громкая музыка по ночам и ремонт, который почему-то затевают рано утром в выходной. В такой конфликт потревоженные жильцы вступают, что называется, с открытым забралом: нарушителю покоя и тишины говорят все, что о нем думают. И если слова оказываются бесполезными, в ход идут даже кулаки.

Покой только снится

На страже покоя и тишины горожан стоит федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который включает в себя раздел о тишине. В законе четко ограничивается допустимый уровень шума днем и ночью, и определены временные границы. Так вот уровень шума с 7.00 до 23.00 не должен превышать 40 дБ, а с 23.00 до 7.00 – 30 дБ (подобные ограничения вовсе не означают, что в оставшееся время суток можно шуметь). Для примера: уровень шума от сработавшей сигнализации в припаркованном возле дома автомобиле составляет 80–100 дБ.

Помимо федерального закона в каждом регионе существуют местные «законы о тишине», которые чаще всего дублируют федеральный. Скажем, в Москве шуметь в многоквартирном доме также запрещено с 23.00 до 7.00. А вот областная дума Подмосковья в начале ноября приняла свой закон об уровне шума. По новым правилам, в будни соблюдать тишину там следует с 21.00 до 8.00, в выходные – с 22.00 до 10.00, а также с 13.00 до 15.00 ежедневно. Вот повезло жителям!

Но это, так сказать, теория. А практика такова, что закон есть, а отстоять свои права оказывается не так-то просто.

Дебошир «пакует» вещи

На портале «Сердитый гражданин» (онлайн-ресурс, который был открыт специально, чтобы помочь горожанам решить свои проблемы) жалобы на шумных соседей – в тройке лидеров. Города самые разные (Сочи, Киров, Челябинск, Санкт-Петербург, Видное), а проблемы схожие.

«Соседи сверху недавно заменили линолеум на паркет и, судя по всему, сделали ремонт неправильно. Дочка загрузила шумомер на смартфон, так шум зашкаливает за 100 дБ! Пытались поговорить с соседями, но они стали шуметь еще больше назло, угрожали превратить нашу жизнь в ад. Получается».

«Утром соседи будят в шесть утра: топот, крики, дети бегают, катаются на машине, собака лает, они орут, потолок трясется. Каждую ночь как по расписанию в 2–3 часа топают каблуками по паркету».

Обращений сотни, а решить проблему удается единицам. Один из таких счастливчиков – Диндар Шафиков из Челябинска.

«В соседнюю квартиру заехали новые жильцы, цыгане. Сразу начались еженедельные приходы гостей, громкая музыка и песни, – обращение Диндара к «Сердитому гражданину» было типичным. – Два раза вызывали полицию, никто не приехал. С соседями дважды пытались разговаривать, но хозяйка была пьяна. Ждем участкового. Будем писать заявление в полицию».

Затем был визит участкового, переговоры с хозяином квартиры, сдавшим ее нерадивым жильцам, – и пожалуйста: через 44 дня ненавистные соседи съехали. Это, кстати, рекорд – обычно конфликты с соседями бывают куда более затяжными. Скажем, Алексею из Санкт-Петербурга понадобилось 222 дня, чтобы с помощью участкового и коллективного схода других жильцов дома убедить соседа сбавить децибелы своей любимой музыки.

Кстати

Штраф за нарушение тишины носит скорее символический характер – от 500 до 1000 рублей, но вызов в суд сам по себе может стать хорошим стимулом к соблюдению закона. Для организаций наказание серьезнее. Несоблюдение закона для них грозит штрафом в 20–40 тысяч рублей и приостановлением работы сроком до трех месяцев.

6 шагов от разговора до суда

 

Куда обращаться, если в квартире потоп

Сначала в родную жилищно-эксплуатационную организацию с заявлением и с просьбой прислать техников для составления акта. В акте будут зафиксированы обстоятельства ЧП и объем ущерба.

После этого можно обратиться опять же в ЖЭО с просьбой составить смету на ремонт и устранение недостатков.

С этими документами (а лучше с их копиями) можно пойти к соседям и попытаться уладить дело миром: попросту получить с них деньги за ущерб.

Если не выйдет, обращайтесь в суд.

Нашла коса на камень

Нет ничего более утомительного, чем война с соседями. Поэтому для собственного же благополучия лучше не доводить дело до открытого столкновения. Любой конфликт, по словам начальника отдела «Московской службы психологической помощи населению» Галины ЛЕОНТЬЕВОЙ, проще предупредить, чем разрешить. Тем более что из конфликтной ситуации всегда есть выход – цивилизованный.

– Галина Викторовна, в любом конфликте всегда участвуют две стороны. Один недоволен и нападает, а второй… тоже, как я понимаю, недоволен, но защищается.

– Это как раз та ситуация, когда нашла коса на камень. Кто-то был чем-то недоволен, он высказал свою претензию, а ее проигнорировали. Проигнорировали раз, другой – и понятно, что эмоции накалились. Вообще, если вы хотите договориться с кем-то, нужно не стремиться, чтобы услышали только вас и приняли вашу точку зрения. Стоит задуматься: ведь если есть ваша точка зрения, значит, существует и другая.

– Шумные соседи, хамы, дебоширы изначально неправы, по мнению инициатора разборки. Вы хотите сказать, что человек, нарушающий общепринятые нормы, тоже прав?

– Нет, я говорю о том, что форма обращения может быть разной. Мы часто сразу нападем. Но даже если мы формально правы, мы, нападая на другого человека, автоматически заставляем его защищаться. А это ведет только к эскалации конфликта.

– По себе знаю: даже если это только первое выяснение отношений, сдержать себя бывает непросто, ведь раздражение уже накопилось.

– Поэтому лучше не накапливать это раздражение. Иначе оно копится-копится, а потом раз! – и взрыв. Это, кстати, бывает и в домашних конфликтах, когда мы долго терпим в ожидании, что вторая сторона увидит, поймет, осознает, почувствует – и нам не придется ничего говорить.

– А как в таком случае поступать?

– Конфликты бывают разные. Одно дело, если человек бросает мусор в подъезде, паркуется перед окнами или еще что-то. Если вы сразу будете его обзывать, вы с ним никогда не договоритесь. Поэтому пока не накопилось раздражение, выскажите свои претензии человеку в спокойном тоне. Если сможете сделать это с чувством юмора, вообще замечательно. Главное – не заставлять человека вставать в оборонительную позицию.

– Как из затяжного конфликта выйти с наименьшими потерями?

– Не переходить на хамский тон – вы все равно не переиграете хама. Разговаривать спокойно и не поддаваться на провокации. Все равно придется договариваться, идти на уступки, компромиссы. Начните с того, что выслушайте другую точку зрения – а там уж разберетесь, как поступать.

На заметку

Как подружиться с бабушками у подъезда? С ним лучше всегда здороваться, не спорить, со всем соглашаться. Так и просятся слова: «Сопротивление бесполезно!» Не угодили вы старушкам своим внешним видом или пошумели с тура пораньше, уверенно кайтесь: «Я больше не буду! Это в последний раз!» И продолжайте спокойно жить своей жизнью.