Фестивалю Vivacello – пять лет

В конце минувшей недели в Концертном зале имени Чайковского состоялся концерт-закрытие фестиваля Vivacello

Уже пять лет ежегодно лучшие академические залы Москвы объединяют ведущих российских виолончелистов и многих зарубежных звезд искусства игры на виолончели. Идея фестиваля принадлежит виолончелисту — солисту Московской филармонии, лауреату международных конкурсов Борису Андрианову. Это музыкант с уже вполне сложившейся карьерой, признанный на родине и за рубежом. Он является художественным руководителем Vivacello и говорит об этом фестивале с такой увлеченностью, что становится ясно: этот проект — не однодневка. К тому же уже сегодня намечаются неординарные планы на будущие сезоны. О сегодняшнем дне и будущем фестиваля рассказал сам Борис Андрианов.

— Первая пятилетка пройдена, уже можно подвести первые итоги?

— Да, подойти к первому юбилею очень приятно. Тем более что не всегда все просто складывалось, бывали моменты, когда все висело на волоске, и мы уже думали, что с фестивалем придется попрощаться. Подводим итоги с удовлетворением. Посмотрите на состав участников одного лишь этого, пятого фестиваля: знаменитые виолончелисты, всемирно признанные звезды — Давид Герингас, Александр Князев, Александр Рудин; новое поколение — Денис Шаповалов, Борис Андрианов, Георгий Гусев, Георгий Юфа. А на наших прошлых фестивалях выступали еще Миша Майский и Юлиан Рахлин... Привлечь столько прекрасных артистов — такой впечатляющий итог пятилетия вселяет настоящую гордость. Из зарубежных гостей на нынешнем фестивале выступил неординарный музыкант экстра-класса из Италии Джованни Соллима, который играл в ансамблях, давал мастер-класс и, главное, представил совершенно уникальную сольную программу «Ba-Rock Cello» в Большом зале Московской консерватории. Признаюсь, наблюдать за его колдовством над инструментом в окружении видеоинсталляций и в сопровождении невиданных электронных тембров на нашей родной сцене — это подарило совершенно особое впечатление всем, но нам, задумавшим фестиваль, этот концерт принес особые эмоции. Ведь интерес публики, да и сам факт появления таких «кроссовер-концертов» подтверждают нашу художественную концепцию.

— А кроме приоритета виолончельной музыки, какая еще была идея у фестиваля?

— Vivacello задумывался не просто как фестиваль виолончельной музыки, но как глобальный охват всех стилей и жанров, затрагивающих виолончельное исполнительство. Поэтому в рамках фестиваля проходят не только камерные и симфонические концерты, но и демонстрируются программы, где звучат не самые обычные инструментальные сочетания. Мы с гитаристом Дмитрием Илларионовым подготовили программу из довольно редко звучащих переложений для виолончели и гитары. Особенность еще и в том, что все эти переложения — авторские, они сделаны самим композиторами, создавшими оригиналы этих пьес. Специальная совместная программа была представлена со знаменитым питерским «Терем-квартетом». И мы, музыканты, и слушатели испытали подлинный драйв от этого вечера. Практически в джем-сейшн перерос концерт нашего, нового, поколения виолончелистов с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема. Вот такое сочетание солирующего виолончельного тембра и джаз-ансамбля — это, по-моему, наше ноу-хау.

— Такое радикальное смешение стилей и есть ноу-хау юбилейного фестиваля?

— Нет, стараясь расслышать все грани виолончельной музыки, мы привлекали к нашим концертам, к примеру, Габриэля Прокофьева — внука композитора и диджея, так что игра с джаз-бандом еще не самое радикальное... И в будущем мы планируем развивать эту художественную особенность фестиваля. Намереваемся пригласить киевский «Модерн-балет» Раду Поклитару и играть сопровождение их спектакля «Тет-а-тет», написанное для квартета виолончелей, задумываем настоящее мультимедийное шоу с видеоинсталляциями.

— Наверное, много исполняется премьер?

— Да, еще один принцип — обязательно на каждом фестивале у нас звучала хоть одна мировая премьера. Еще не было ни одного фестиваля без мировых премьер! В этом году впервые была исполнена пьеса Ефрема Подгайца «Видения», которую мы сыграли с Дмитрием Илларионовым. Российской премьерой стали произведения Джованни Соллимы. Если уж подводить итоги, то можно вспомнить резонансные премьеры прошлых фестивалей, среди которых двойной концерт Рыбникова, пьесы Вангелиса. А на будущий год для нас пишет виолончельный концерт Павел Карманов.

— В рамках фестиваля еще и проводятся мастер-классы?

— Да, но это наш совместный проект с фестивалем «Мастера музыки». Благодаря нашим совместным усилиям такой незаурядный музыкант, как Джованни Соллима, встретился со студентами, а факт общения с такими харизматичными личностями крайне важен для учащихся. Мы вообще не отвергаем сотрудничества: заключительный концерт проводится совместно с Московской филармонией, и поддержка самой крупной и опытной концертной структуры страны нам и почетна, и важна. Возможно, в будущем наш фестиваль станет и гастролировать, мы создадим целую систему мастер-классов. Но это пока даже не планы, а очень отдаленные проекты. Идей о том, как может развиваться фестиваль, немало. Ведь пока в нашей стране, по крайне мере в ее европейской части, аналогов нам нет. В мире подобные фестивали, посвященные какому-либо инструменту, в том числе и виолончели, есть. Появились у нас коллеги и в Новосибирске. А вот в нашем регионе Vivacello — единственный в своем роде.