Три литра обыкновенного чуда

Российские телеканалы успешно оккупируют сериалы на мистические темы

На «Первом» завершился показ сериала «Чудотворец». Его герои-экстрасенсы перенесли нас в славные перестроечные времена, когда сеансы Кашпировского собирали целые стадионы и полстраны заряжали банки с водой под телевизионные пассы Чумака. В выходные на том же канале выйдет шоу «Черно-белое», где своими неординарными способностями под чутким управлением Андрея Соколова меряются современные медиумы и маги. Не за горами — премьера многосерийной «Джуны». Тенденция, однако?

Можно вспомнить еще и очередную «Вангу» на «Домашнем», и продолжающуюся уже много лет «Битву экстрасенсов» на ТНТ, а также ряд «мистических» программ на ТВ3, РЕН ТВ и др. О любви нашего телевидения к явлениям, выходящим за грань обыденного, многое уже сказано. Это, мол, всегда интересная для обывателя тема, рейтинговая изначально. Также не раз были сделаны и глубокомысленные выводы о том, что массовые всплески внимания к необъяснимому случаются в переломные моменты истории, когда люди теряют привычные ориентиры и в поисках новых забредают черт знает куда. Так было накануне Первой мировой и перед крушением СССР. Почему-то это происходит и сегодня.

Однако существует и вполне материалистическое объяснение: нынешний повышенный интерес к экстрасенсорике вызван развалом отечественного здравоохранения, невозможностью получить психологическую и медицинскую помощь традиционным способом.

Как и подобает всякому сеансу черной магии, всегда находится достаточное число желающих его разоблачить.

Еще во времена первых телевыступлений Анатолия Кашпировского осенью 1989-го (на том же главном канале страны, кстати сказать) психиатры отмечали резкий всплеск обострений у своих подопечных. А медики других специальностей и вовсе страшную статистику приводили: в течение суток, следующих за сеансами «целителя», смертность в отдельных регионах увеличивалась чуть ли не в три раза. Но связывали это эскулапы вовсе не с некой «силой тьмы», а с наивностью людей. Диабетики, гипертоники и астматики, уверовав в чудо, переставали принимать лекарства, что и приводило к тяжелым последствиям. При этом никто не отрицал, что были и реальные случаи исцеления. Но ученые мужи предпочитали связывать их с самовнушением.

Конечно, не все так просто с этим явлением. Обозвать легендарных «целителей» конца 80-х обычными шарлатанами нельзя. Например, до сих пор существует легенда, что во время захвата бандитами больницы в Буденновске именно благодаря воздействию Кашпировского на Басаева во время их переговоров удалось остановить кровопролитие.

Ну а что же теперь? Магические сеансы по-прежнему сопровождаются скандалами. Только в соответствии с духом эпохи олигархического капитализма они перешли из медицинской в экономическую сферу. Буквально накануне премьеры «Чудотворца» Тверской суд Москвы санкционировал арест Юрия Оленина, участника «Битвы экстрасенсов», обвиняемого в вымогательстве денег под предлогом оказания экстрасенсорных услуг. И этот случай — далеко не первый.

А теперь собственно о сериале. Все названные проблемы косвенно отражены в противостоянии двух его героев. Наделенные неординарными способностями, они были объектом исследования специальной лаборатории. Но когда времена изменились и их дар стало возможным монетизировать, каждый пошел своим путем. Арбенин, герой Филиппа Янковского, на время забыл о нем (потом жизненные обстоятельства заставили вспомнить). А Ставицкий, сыгранный Федором Бондарчуком, сколотил команду единомышленников и по совместительству мошенников, с которыми и занялся массовым оболваниванием населения.

Но не стоит искать в «Чудотворце» каких-то глубоких размышлений на старую тему: запрещать ли знахарство, оккультные науки, коль скоро в этой сфере на одного настоящего мага приходится дюжина шарлатанов, или оставить все как есть? Ведь один-то, настоящий, кому-то поможет.

Нет, кашпировско-чумаковские мотивы здесь всего лишь фон для очередной истории о жестоких нравах шоу-бизнеса с ее неизбежными компонентами: соперничеством настоящего таланта и имитатора, вмешательством влиятельных людей и силовиков, а также со смертельной схваткой героев за сердце красавицы. А сами мотивы эти — хорошая наживка для миллионов тех зрителей, кто четверть века назад воду из-под крана настаивал на «чуде» из эфира.