Почему космический рекордсмен Сергей Крикалев сказал все, что думает

«Если продолжать все делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда», - заявил первый замглавы Центрального НИИ машиностроения

Эффект разорвавшейся бомбы произвело заявление первого замглавы Центрального НИИ машиностроения, летчика-космонавта, Героя Советского Союза и Героя России Сергея Крикалева (именно ему принадлежит мировой рекорд по суммарному времени пребывания в космосе). На заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Сергей Константинович жестко обрисовал ситуацию в российской космонавтике: «Если продолжать все делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда». Прозвучало, как приговор.

Уже целое десятилетие в России создаются макеты перспективного пилотируемого космического комплекса. Даже проводятся тренировки экипажа в кабине макета. Но до реального старта и сегодня все так же далеко, как было в 2005-м. Тогда планировался пилотируемый запуск «Клипера» в 2014-м. Потом проекты менялись, даты переносились, но корабля по-прежнему нет. Теперь идет речь о возможном первом полете экипажа аж в 2024-м. И то не факт. Для сравнения: корабль «Союз» создавали шесть лет (с учетом серьезной доработки после трагической гибели в 1967-м Владимира Комарова).

Ведущее в пилотируемой космонавтике предприятие РКК «Энергия» имеет все необходимое для создания и нового корабля, и новой сверхтяжелой ракеты — опыт, кадры, производственную базу. Полтора года назад Виталий Лопота, тогдашний руководитель «Энергии», рассказывал мне: «Уже изготовлены 17 аэродинамических уменьшенных моделей возвращаемого аппарата, проведены их испытания в аэродинамических трубах. Подверглись серьезным проверкам в мощных термобарокамерах 250 образцов теплозащитных материалов...»

РКК «Энергия» делала и делает все возможное, что под силу одному предприятию. Но для строительства нового большого корабля необходимо участие многих заводов, КБ, НИИ. То есть широкая кооперация на основе четкого и единого плана. Отраслевые заводы нынче подчиняются появившейся не так давно новой управленческой структуре — Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Так не она ли тормозит дело?

«Предприятия, входящие в ОРКК, готовы к реализации Федеральной космической программы, — отвечает на мой вопрос директор по информационной политике корпорации Игорь Буренков. — Если будет соответствующее техническое задание и если будут выделены необходимые материальные ресурсы для обеспечения лунной программы, освоения дальнего космоса, пилотируемой космонавтики, то ракетно-космическая промышленность все выполнит». Проще говоря, определитесь, дайте задание, обеспечьте финансирование в полном объеме, установите реальные сроки — и задача будет решена!

ОРКК — только исполнитель, а заказчик — Роскосмос. Именно из Российского космического агентства должны поступить и заказ, и деньги, и утвержденный системный график. Но ничего этого нет. И горизонты туманны.

На этом унылом фоне принципиальное выступление Крикалева вызвало большой резонанс в отрасли. «Он ведь сильно рискует своей новой высокой должностью, карьерой, но это ради интересов дела. Такие критические выступления руководители Роскосмоса не прощают», — пояснил мне давний знакомец и большой специалист, хорошо знающий нынешние порядки в космическом агентстве. Даже директор ЦНИИмаша без разрешения руководства ведомства не может встретиться с журналистом, все под жестким контролем, а тут вдруг серьезнейшие претензии со стороны высокопоставленного должностного лица в публичном пространстве...

При этом мои собеседники целиком поддержали суть и категоричность выступления Сергея Крикалева. Отрасль в очень трудном положении. До сих пор нет ясности по главным векторам развития российской космонавтики. В понедельник, 24 ноября, генеральные конструкторы и специалисты отрасли обсудят ситуацию на Байконуре. «Надо определить, куда мы собираемся направлять наши взоры, — бодро заявил пару дней назад на открытии Международной недели авиакосмических технологий вице-премьер Дмитрий Рогозин. — Для чего мы собираемся создавать сверхтяжелую ракету, космический буксир, будет ли лунная программа — это все будет обсуждаться».

Вот это да! Выходит, все еще не определились капитаны космонавтики: будет ли у нас лунная программа, зачем сверхтяжелая ракета? А ведь масса госпрограмм принималась и заявлений делалось в больших кабинетах. Между тем американцы свою программу реализуют весьма целенаправленно, несмотря на неудачи при последних запусках. Совсем скоро в США планируется старт нового корабля «Орион» для дальнего космоса.

Штрихи

К Роскосмосу все больше вопросов. Еще один связан с формированием новых космических экипажей. Как сообщили корреспонденту ТАСС, с новыми назначениями сложилась необычная ситуация. В РКК «Энергия» произвели модернизацию наших космических кораблей (новое название — «Союз МС»). Летные испытания, тестирование техники «Энергия» предложила поручить опытным космонавтам-конструкторам. Но на межведомственной комиссии решили отправить в полет новичков. Аргументы представителя «Энергии» не приняли. Решение межведомственной комиссии о назначении экипажей было подписано начальником Центра подготовки космонавтов Юрием Лончаковым и руководителем Института медико-биологических проблем РАН Игорем Ушаковым. А обязательной в данном случае подписи представителя «Энергии», разработчика модернизированных систем, не было. Тем не менее глава Роскосмоса Олег Остапенко дал указание назначить экипажи, предложенные Лончаковым:

«Такого в истории нашей пилотируемой космонавтики еще не было», — прокомментировал мне ситуацию авторитетный конструктор Валерий Рюмин, четырежды летавший на околоземную орбиту. Ну да, случались дискуссии, порой и жаркие, относительно назначения космонавтов в экипажи. Но в конечном счете руководители все-таки приходили к единому мнению. Здесь же налицо ситуация с раком, лебедем и щукой.