Шельф покоряется упорным

«Роснефть» выполнила программу исследований в Арктике и отгружает первую сахалинскую нефть

Пока идут споры и рассуждения о цене на нефть, о рентабельности добычи в Арктике, о влиянии санкций, на шельфе морей нашей страны не прекращается напряженная работа. И, как выясняется, работа успешная, уже приносящая ощутимые результаты. Весь сезон навигации крупнейший недропользователь на арктическом шельфе — нефтяная компания «Роснефть» проводила различные исследовательские экспедиции, вела поиск месторождений углеводородов и подготовку к их последующей разработке. Накануне компания сообщила, что сейсморазведочные работы на шельфах выполнены в объемах, превышающих лицензионные соглашения. А сегодня отправляется потребителям первый танкер с нефтью, добытой на лицензионном участке «Северная оконечность месторождения Чайво» на прибрежном шельфе острова Сахалин.

Огромный объем исследовательских работ и оперативность их проведения, бурение и добыча углеводородов на севере обусловлены не только экономическими, но и политическими интересами страны. Решается задача расширения морских границ в Арктике на 1,2 млн квадратных километров.

В текущем году «Роснефть» выполнила геологоразведочные работы на 24 лицензионных участках в объеме, значительно превышающем лицензионные обязательства. По итогам работ объем сейсморазведочных исследований составил: 2D — 31 503 пог. км, 3D — 12 939 км2. Также была выполнена аэрогравимагниторазведка в объеме 225 006 пог. км, электроразведка — в объеме 1300 пог. км.

«Роснефть» в 2014 году провела бурение двух поисковых и одной разведочной скважин, инженерно-геологические исследования для бурения скважин на четырех площадках. Кроме того, состоялось четыре геологические полевые экспедиции. И вот новый результат: компания «Роснефть» загрузила в танкер первую партию нефти, добытой на лицензионном участке «Северная оконечность месторождения Чайво» на севере Сахалина.

Загрузка танкера состоялась с помощью выносного одноточечного нефтеналивного причала «Сокол», расположенного в 5,7 км к востоку от терминала Де-Кастри в Хабаровском крае. На терминале впервые в России задействуется система круглогодичной транспортировки нефти в суровых ледовых условиях. В планах до конца года отправка на экспорт еще одной партии сырья.

Как все мы знаем, изучать и осваивать Арктику доверили крупнейшим государственным нефтегазовым компаниям. И на сегодняшний день самую активную деятельность развернула «Роснефть», которая выполняет работы на 50 участках континентального шельфа Российской Федерации. Извлекаемые запасы открытых месторождений на шельфе в доле ОАО «НК «Роснефть» составляют 241,6 млн тонн нефти и конденсата, 263 млрд м3 газа. Ресурсная база шельфовых участков, по оценке ОАО «НК «Роснефть», составляет 46,1 млрд тонн нефтяного эквивалента. «Роснефть» выполняет геологоразведочную программу, соблюдая природоохранное законодательство РФ и лицензионные соглашения. Благодаря проделанной огромной работе в следующем году Россия повторит заявку в Комиссию ООН по морскому праву на присоединение территорий, на этот раз доработав все исследования до международных требований.

Добавим, что еще один геополитический интерес России в Арктике — Северный морской путь. Это самый короткий грузовой путь не только от Мурманска до Дальнего Востока, но и из Европы в Японию. Грузоперевозки по Северному морскому пути в процессе расширения сроков навигации, по прогнозам Минрегиона, к 2020 году могут вырасти до 28,8 млн тонн с нынешних 4 млн, а в перспективе могут достигнуть 75 млн тонн в год. А успешность этого проекта, в свою очередь, будет зависеть от темпов добычи минеральных ресурсов.

Штрихи

Лицензионный участок «Северная оконечность месторождения Чайво» располагается в пределах мелководной части северо-восточного шельфа Сахалина. Запасы нефти и конденсата — свыше 15 млн тонн, газа — около 13 млрд кубометров.

В мае 2014 года «Роснефть» приступила к реализации масштабного проекта по бурению первой эксплуатационной скважины на лицензионном участке, включающем Северную оконечность месторождения Чайво, а с сентября текущего года начала ввод участка в эксплуатацию. Модель разработки месторождения подразумевает применение инновационных технологий бурения. Работы производятся с помощью уникальной установки «Ястреб», не имеющей аналогов в мире.

Северное Чайво в перспективе обеспечит годовую добычу на полке порядка 1,5 млн тонн нефти. Газ станет начальной ресурсной базой для перспективного Дальневосточного завода СПГ.