22 августа 2017г.
МОСКВА 
26...28°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.14   € 69.43
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЭФИРНУ КУЧУ РАЗРЫВАЯ"

Вартанов Анри
Статья «"ЭФИРНУ КУЧУ РАЗРЫВАЯ"»
из номера 237 за 21 Декабря 2000г.
Опубликовано 01:01 21 Декабря 2000г.
По роду работы мне ежедневно приходится по многу часов проводить у телевизора. Прежде друзья и знакомые завидовали: вот, мол, получает удовольствие, а ему за это еще и деньги платят. Но в последнее время, узнав о моей профессии, многие стали сочувствовать, понимая (перефразирую дедушку-Крылова), как редко "эфирну кучу разрывая", мне удается найти "жемчужное зерно".

То эфирное время, которое принято на западный манер называть "прайм-таймом", и те жанры, что стали наиболее распространенными, прямо-таки расхожими, в 99 случаях из 100 никаких неожиданностей в себе не таят. Тем приятнее встреча с этим самым единственным случаем.
Первый пример - из биографического жанра. В последнее время в эфире развелось великое множество передач и фильмов, посвященных выдающимся личностям. Эдвард Радзинский создает на экране зловещие портреты древнеримского императора Нерона и российского проходимца Распутина. Евгений Киселев живописует то партийного генсека Андропова, то "президента всея Руси" Ельцина. А Леонид Парфенов дерзкой кистью в пяти сериях пишет портрет "живого Пушкина". Даже Светлана Сорокина, по складу своему далекая от исторического эпоса, спешит рассказать нам про "первую первую леди страны".
Я назвал, пожалуй, лучшие произведения биографического жанра на ТВ. И все же даже этим программам присущи два как минимум серьезных недостатка. Первый связан с тем, что герои названных передач по большей части представлены в какой-то одной их ипостаси, без многообразия противоречивых черт, что, конечно же, обедняет создаваемые телепортреты. Второй свидетельствует о присущем телевидению перекосе: находящиеся в кадре рассказчики-ведущие спешат объявить себя "авторами фильмов", в то время, как мы имеем дело с заурядными, нередко неряшливо, непрофессионально смонтированными передачами.
Вышедшая на прошлой неделе на ТВЦ двухсерийная лента "Екатерина Третья", посвященная жизни Е.Фурцевой, оказалась счастливым исключением. Может быть, потому, что в фильме, как и в его героине, круто замешены не только достоинства, но и недостатки незаурядной личности. А еще потому, что автором сценария и режиссером фильма выступил один из крупнейших мастеров отечественного документального телекино Самарий Зеликин.
В отличие от иных своих коллег, "лудящих" по нескольку лент в месяц, автор "Екатерины" работал над нею почти пять лет. В фильм включены интервью с Роланом Быковым, Олегом Ефремовым, Иосифом Прутом, которых, увы, уж нет с нами. Но дело, конечно, не в количестве вложенного в произведение труда, а в его результате. Рассказывая в первой серии о жизненном пути Фурцевой, режиссер нашел яркие образы-сравнения. Привел цитаты из фильмов "Член правительства" и "Светлый путь", где героини, сыгранные Верой Марецкой и Любовью Орловой, оказались близкими ткачихе из Вышнего Волочка. Она - не на экране, а в жизни - сделала впечатляющую политическую и государственную карьеру.
Во второй серии, выразительно названной "Начальница культуры", центральным моментом стал тот, где воссозданы драматические обстоятельства спектакля о Пушкине во МХАТе. Там главную роль репетировал Ролан Быков. Очевидцы говорят, что это была едва ли не лучшая работа замечательного актера. Мхатовские "старики" встретили ее в штыки: им было не по нутру, что Олег Ефремов, пришедший в театр недавно, главную роль отдал стороннему исполнителю. Фурцевой, министру культуры, пришлось разбираться с этой историей. Чтобы спасти Ефремова, она пожертвовала Быковым. Последний, по его признанию, "целый год плакал и пил". И, несмотря на это, нашел в себе силы спустя время сказать о "начальнице" хорошие слова.
А вот "неблагодарный" Ефремов сказал однажды ей в лицо, что она - "шлагбаум на пути искусства". Услышав такое, Фурцева не изменила своего отношения к талантливому актеру и режиссеру. Впрочем, и он, вспоминая ее, сумел объективно оценить четырнадцатилетний министерский срок Фурцевой. И подвести общий положительный баланс, чего не смогли сделать две знаменитые дамы - балерина и оперная певица: в своих мемуарах они пристрастно отозвались о той, которая немало помогла их творческому триумфу.
Не стану называть их имен. Хотя Зеликин не только назвал, но и воспроизвел на экране те места из книг, где опубликованы постыдные слова. Впрочем, в авторском комментарии, произнесенном за кадром, режиссер не метал громы и молнии. Он выбрал не менее сильное творческое решение, предоставив делать выводы нам самим...
И еще один совсем свежий пример. В минувшую пятницу ОРТ показало вечером концерт Алсу, самой юной из наших поп-звезд. В отличие от подавляющего большинства своих коллег она не кричала, а пела, не принимала гротескно-блудливых поз, не демонстрировала вульгарных жестов. Одетая в длинное концертное платье, она прекрасно исполняла нежные, лирические песни, полные романтики и девичьего ожидания светлой любви.
Меня, признаться, более всего поразила аудитория этого концерта. Не пожилые поборники нравственности и строгого вкуса, а сверстники певицы, мальчишки и девчонки, стотысячной толпой запрудившие огромную площадь города. Значит, лукавят все-таки "специалисты" по молодежной культуре, когда убеждают нас, что подросткам нравятся исключительно те песни, где густо замешаны жестокость, насилие, вкльгарная эротика?


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?