НЕ ОБМАНЕШЬ - НЕ ПОБЕДИШЬ

Это знает каждый боксер, каждый футболист, каждый шахматист. Это утверждает и 20-летняя олимпийская чемпионка Татьяна Логунова

- Устала, - выдохнула "золотая" чемпионка Сиднея по фехтованию Татьяна Логунова, пристраиваясь на диване в гостиной "Труда".
- От олимпийских нагрузок? - уточнила я.
- От послеолимпийских разгрузок. Ходишь на все приемы, маячишь перед сильными мира сего. Надеешься: может, после успехов в Австралии на фехтование обратят наконец внимание.
- А что, есть проблемы?
- Еще какие. Дело в том, что наш спорт совсем не популяризируется. Идут соревнования, а по телевизору - никаких трансляций. Даже в сводке новостей результатов не объявляют. Надеюсь, после Игр родные телеканалы будут чаще приглашать нас в эфир.
- Тебя родители никогда не упрекали, мол, не женским делом занимаешься?
- Почему ж не женским? Фехтование полезно для девичьего организма. Помогает держать себя в форме и лишней мускулатуры не накачивает.
Кстати, начинала я с художественной гимнастики, но оказалась негибкой. Потом перешла в теннис - неплохие результаты показывала. Но как-то пришла с братом на тренировку по фехтованию (он у меня тоже по этому делу) - и загорелась. Так в десять лет попала в секцию к тренеру Олегу Коржеву.
Что до родителей, то они - мои яростные поклонники и строжайшие судьи: когда проигрываю, в угол ставят. У нас ведь спортивная семья. Папа - велосипедист, мама - фехтовальщица. Все четыре брата тоже в спорте.
- И часто ты в углу стояла из-за спортивных промахов?
- Да нет, у меня с 14 лет - хорошие результаты.
В подтверждение слов чемпионки приведу высказывание ее наставника и руководителя сборной Александр Кислюнина, который, по признанию Логуновой, подвел ее к олимпийской ступени: "Таня в свои 20 лет завоевала все возможные чемпионские титулы. И не случайно. Не помню, чтобы на тренировке она хоть раз закапризничала. В спорте Таня серьезна, а в жизни - непосредственна. Любит подурачиться, но это ей не мешает.
Следующий вопрос опять к Татьяне как к авторитету и знатоку.
- Чем в фехтовании шпага отличается от рапиры?
- Женская шпага была введена в 90-м году. Я - чистая шпажистка, девочки постарше раньше работали на рапирах. Но потом многие перешли на шпагу. С одной стороны, она тяжелее рапиры по весу, с другой - когда дерешься на рапирах, делаешь больше лишних движений. У рапиры четырехгранный клинок, и колоть соперника рапирист может только в туловище. У шпаги клинок трехгранный, и колоть мы можем куда угодно: в ногу, руку, голову.
- И не страшно тебе так рисковать? А если в грудь уколют или в живот, больно же будет дико!
- Все мы - профессиональные спортсмены, экстремалы. Не рискуют те, кто зимой - на коньках, а летом - в плавках на свежем воздухе для здоровья упражняются. Они занимаются спортом, чтобы жить, а мы живем, чтобы заниматься спортом. А что до боли, так ведь нас, перед тем как выпустить на дорожку, долго и нудно учат обороняться, правильно принимать уколы.
Кстати, некоторые почему-то ошибочно думают, что женское и мужское фехтование отличается тем, что мужчинам не так больно. Глупости: никому щекотно не станет, если его уколоть. И слезы у всех могут брызнуть - под маской-то не видно. Другое дело, когда девчонки фехтуют, больше крику и визгу вокруг. Но это, во-первых, от девичьей экспрессивности, а во вторых, для поднятия зрительского интереса. Лично я - человек эмоционально подвижный и с тем, чтобы "покричать", проблем не имею. А вот Маша Мазина - опытнейшая спортсменка, дама более спокойная. Ей приходиться специально заводить себя, "работать" над звуковым оформлением поединка.
- Александр Кислюнин обмолвился, как-то: "у Логуновой свой фирменный стиль фехтования". Не поделишься секретом "фирмы"?
- Все просто. Передо мной соперница, которая хочет меня уколоть. Я хочу того же самого. Начинаю играть в поддавки, хитрить. Она думает, что моя позиция - оборонительная, продолжает нападать, делает первый укол и почти забывает о собственной защите. Тут уже колоть начинаю я.
Вообще умение водить противника за нос в нашем деле - основное. Помню, как тренер на первом занятии заявил: "Готовьтесь, девочки. Буду учить вас врать".
- Говорят, для фехтовальщика опасно слишком сильно входить в раж...
- Опасно поддаваться ощущениям. Например, тебя проткнут до крови, и ты уже ни о чем, кроме мести, не думаешь. Даже внегласный девиз в нашей среде существует: проиграй, но покалечь. Но следовать ему - непрофессионально, это становится похоже на разборку. Хотя... Каждому иногда не просто совладать с собой.
- Вспомни твой самый обидный проигрыш.
- В Сиднее я проиграла в личных соревнованиях. Хотя объективно была сильнее соперницы. Наверное, потому и расслабилась, отнеслась к сражению слишком расхлябанно, за что и получила.
- Почему ты не фехтовала на Олимпиаде в Атланте?
- В 96-м году я уже выступала за взрослую сборную России. Вместе с тем фехтовала и за кадетов, и за юниоров. Руководители нашей федерации боялись, что, если я поеду в Атланту, могу перегореть. Они попридержали меня, чтобы я дозрела до нынешних Игр.
- Довольна олимпийская чемпионка Т.Логунова своим финансовым положением?
- Пока не очень. По должности я - спортсмен-инструктор и получаю оклад в 1400 рублей. При этом не имею возможности подрабатывать: все время отнимают усиленные тренировки, учеба в РГАФКе и училище олимпийского резерва. Надеюсь, "золото" Сиднея принесет мне какие-то дивиденды. Я ведь в семье главный добытчик: родители - пенсионеры.
Хотелось бы еще, чтобы тренеры наши были лучше материально обеспечены. Чтобы на фехтование обратили внимание спонсоры. Я бы сделала такое заявление: эй, богатые люди, раскройте ваши глаза! Эй, господа телевизионщики, направьте на нас ваши камеры! Фехтование - спорт красивый и энергичный. С вашей помощью, мы много раз озолотим страну!