05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕЧЕНИЕ "АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТЫ"

Солнцева Елена
Статья «ЛЕЧЕНИЕ "АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТЫ"»
из номера 235 за 21 Декабря 2001г.
Опубликовано 01:01 21 Декабря 2001г.
Недавно Госдума приняла в первом чтении закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Законопроект, внесенный на рассмотрение главой государства, содержит немало новаций. О переменах, которые ждут российскую избирательную систему, "Труду" рассказывает Борис НАДЕЖДИН, член думского Комитета по государственному строительству, заместитель председателя фракции СПС:

- Опыт отечественных выборов свидетельствует о том, что реформы избирательного законодательства в стране просто назрели. И они, собственно, уже начались с принятием закона о политических партиях. Во всех развитых странах не более трех-четырех партий, которые претендуют на места в федеральном парламенте. Сегодня к этому стремимся и мы, поэтому в избирательном законодательстве необходимо повысить роль партий как основного участника выборов. С этой целью пропорциональная избирательная система должна действовать, на мой взгляд, и на региональном уровне, то есть часть депутатов законодательных собраний на местах должна избираться по партийным спискам. Думаю, уместно освобождать от сбора подписей партии, которые имеют свои фракции в парламенте.
- "Ахиллесовой пятой" отечественных выборов стала отмена регистрации кандидатов. Наглядное доказательство тому - выборы президента Якутии. Что вы об этом думаете?
- Да, к сожалению, отмену регистрации стали использовать преимущественно для устранения с выборов неугодных кому-то кандидатов. Положение об отмене регистрации было введено для того, чтобы заставить кандидатов соблюдать нормы законов, например, в финансировании агитационной кампании.
Мы заняли жесткую позицию в этом вопросе: было бы лучше вообще отказаться от положения об отмене регистрации кандидатов. После того как комиссия проверила представленные документы и зарегистрировала кандидата, нельзя его вычеркивать из бюллетеня. Пусть избиратель сам решает, доверять ему власть или нет.
- Борис Борисович, известно, что вы внесли на парламентское обсуждение поправку, исключающую для руководителей субъектов Федерации возможность избираться на третий срок. Однако ее не приняли, хотя эта проблема актуальна для России...
- Надо обратиться к истории, чтобы разобраться в этом деле. Раньше в федеральном законодательстве вообще не было каких-либо положений, ограничивающих сроки полномочий. Субъекты Федерации сами установили их в своих конституциях и уставах, которые принимались в начале 90-х годов. С принятием Закона "Об общих принципах организации власти в субъектах России" в 1999 году такие ограничения для региональных лидеров были закреплены на федеральном уровне. Однако с тем, чтобы дать возможность "заслуженным" президентам некоторых республик переизбираться, в закон была внесена поправка, по которой у них не засчитывались сроки пребывания в должности до момента его принятия. Тогда я внес другую поправку: руководители субъектов могут избираться повторно только в том случае, если у них не было ограничений в своем законодательстве. Вначале она получила поддержку - в первом чтении "за" проголосовало 370 человек, но потом Совет Федерации наложил на нее вето. К сожалению, в Думе его не удалось преодолеть. Тогда было решено вынести законопроект на повторное голосование. Уверен, что в конце концов вопрос будет решен положительно и президент сможет подписать новый закон.
- Неужели это помешает местным властям участвовать в выборах за счет обходных путей, к примеру с помощью общественного объединения?
- На основании закона о партиях право составлять предвыборные списки имеют политические партии либо блоки, созданные с их участием. Так что общественное объединение может участвовать в выборах, но только в блоке с федеральной партией. Не вызывает сомнений, что при любом правовом поле реально управлять, к примеру, Татарстаном будет Шаймиев. Вопрос в другом. Принимая новый закон, мы создаем для губернаторов равновеликих оппонентов. Сейчас, при мажоритарной системе, у губернаторов таких соперников нет. С введением новой избирательной системы их оппонентами в предвыборной борьбе станут политические организации не только отдельно взятого округа, но целого субъекта Федерации, за которыми стоят политики федерального уровня. Каждому губернатору придется иметь дело с игроками, как говорится, одной весовой категории - имею в виду политические и материальные возможности. Это принципиально важно.
- Законопроект, который внес в Думу президент, имеет много общего с предложениями вашей фракции по данному вопросу. Чем вы это объясняете?
- Думаю, причины на виду - Владимир Путин прекрасно понимает, что гражданское общество не создать без партий, а самим этим обществом и процессами, происходящими в нем, легче управлять, если партии будут сильными.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников