В природоресурсной сфере, дающей российскому бюджету до 70 процентов поступлений, есть сегмент, обозначенный тремя буквами: СРП - соглашение о разделе продукции. Это значит, что недра можно разрабатывать, привлекая зарубежного инвестора. Капитальные затраты он возьмет на себя, с государством же, как владельцем недр, расплатится частью полученной прибыли.
Схема проста и эффективна, но только в двух случаях: если блок СРП базируется на четком правовом фундаменте и если у него есть истинный хозяин в лице того или иного госоргана. Для России СРП - сравнительно новое понятие, пришедшее с экономическими реформами. Законодательная основа для него имеется - пакет из 14 федеральных законов. Но он требует существенного расширения, а кроме того, уже "оброс" таким количеством подзаконных актов и нормативных документов, что инвестор не раз задумается, прежде чем окунуться в это нестабильное и неспокойное море проблем.
Об этом, кстати, шел разговор на третьем энергетическом саммите "СРП-2001: инвестиции в XXI век", состоявшемся на днях в Москве. В нем участвовали представители России, США, Германии, Франции и Великобритании, разрабатывающие или желающие разрабатывать российские месторождения в режиме СРП. Как заявил на саммите глава компании "Шелл" Рейн Тамбоузер, только в известный проект "Сахалин-2" компания готова вложить 8,5 млрд. долларов в ближайшие годы, как только будет укреплена законодательная основа СРП. А вообще зарубежные инвесторы готовы вложить в российские проекты порядка 52 млрд. долларов.
С нашей стороны, государство уже уполномочивало распоряжаться судьбой месторождений и договоров СРП сначала Минэнерго, потом Министерство природных ресурсов, теперь вот - Минэкономразвития... Имеется и список из 27 объектов - нефтяных, газовых, золотоносных и угольных, право пользования которыми предоставляется на условиях СРП. Четыре из них уже находятся в изучении и разработке - "Сахалин-1" и "Сахалин-2", Харьягинское и Самотлорское месторождения. Уже в этом году они пополнят консолидированный бюджет более чем на 1,1 млрд. рублей, а бюджет будущего года - на 1,35 млрд. рублей.
Но выгода от СРП могла быть значительно большей. И дело не в том, что в основном названные объекты разрабатываются на нефть, цена на которую упала. Как считает замминистра природных ресурсов Иван Глумов, дело не в цене, которая на СРП влияет, но не катастрофически. Дело в подходах к самому процессу: налоговом режиме, природоохранной составляющей, степени участия российских предприятий в освоении месторождений и т. д.
С приходом в Министерство природных ресурсов нового министра Виталия Артюхова, досконально знающего ситуацию и болевые точки в природопользовании, здесь сложилась четкая концепция управления природоохранными комплексами, в том числе блоком СРП. Насколько он важен, свидетельствует уже такой факт: на обновление природоресурсного сектора экономики России ежегодно требуется до 10 млрд. долларов. Средств таких в отечестве нет. А зарубежный инвестор так просто денежки вкладывать не станет. Потому деятельность Минприроды сориентирована на то, чтобы предложить законопослушному капиталисту устойчивую правовую базу, с учетом взаимных выгод.
Скажем, базовый закон о СРП предполагает гарантии правительства инвестору на добытый продукт. Но известно, что большинство месторождений, на которые уже выданы лицензии, до сих пор не вовлечены в разработку. Так что гарантий одной стороны мало. Нужна и экономическая ответственность другой. Например, залоговый взнос инвестора. Не разрабатываешь по истечении определенного срока месторождение - лишился залога, выполняешь пункты лицензионного соглашения - вот тебе возврат залоговых средств с процентами.
Важным в социальном аспекте является освоение небольших месторождений на условиях СРП. Безусловно, гигантские залежи вроде месторождений морского шельфа более привлекательны для инвестора. Но Минприроды настаивает на усилении внимания к средним и малым естественным кладовым, обустройство которых позволит создать рабочие места, обеспечить ресурсами отдаленные районы, укрепить экономику регионов.
Однако пока в стране нет специализированного государственного органа, который выносил бы окончательный вердикт по месторождениям на условиях СРП. Отсюда - всевозможные изменения уже в ходе подготовки соглашений, отказ инвестора от принятых ранее обязательств, искусственное раздувание сметы освоения и т. д. Но если оценивать по большому счету, то при всем уважении к Минэкономразвития и его специалистам надо объективно сказать: Министерство природных ресурсов по сути своей, задачам и функциям (и даже по названию!) и есть главный правообладатель российских богатств. А потому правильным было бы любое соглашение по разработке недр (и не только по СРП) начинать с него. А уж потом определять уполномоченных по подготовке и реализации соглашений.
Кстати, если в части разработки и добычи углеводородного сырья эти организации определяются по ведомственному признаку (АО "Зарубежнефть", НК "Роснефть", ОАО "Газпром" и другие), то добыча твердых полезных ископаемых такой адресностью не отличается. А потому Минприроды обратилось в правительство с предложением передать ему функции головного ведомства по подготовке и заключению СРП на таких месторождениях. Речь прежде всего идет о залежах, уже включенных в перечень объектов СРП. Это "Сухой Лог" и Курнаханская группа месторождений золота, Тасеевское и Нежданинское золоторудные месторождения, Яковлевское месторождение железных руд, Озерное и Удоканское месторождения цветных металлов и т.д.
Сегодня в министерстве сложилась целая программа повышения эффективности освоения месторождений на условиях СРП. По твердому убеждению специалистов Минприроды, привлечение иностранных инвестиций в первую очередь должно быть направлено на освоение перспективных, но не имеющих разведанных запасов участков шельфа северных районов России, слабо изученных территорий Восточной Сибири, Каспия, глубоких нефтеносных горизонтов Астраханской области. Это позволит привлечь средства для укрепления минерально-сырьевой базы, нарастить запасы углеводородного сырья. Среди мер защиты отечественного производителя - обязательная 70-процентная квота закупки оборудования и материалов у российских производителей, их участие в строительно-монтажных работах при прокладке трубо- и газопроводов, строительстве морских платформ. А в действующем законе отсутствует такая важнейшая характеристика российских товаров и услуг, как цена - первый признак конкурентоспособности.
И не надо бояться, что предлагаемые меры отпугнут инвестора. Протекционизмом в этой сфере занимаются и другие государства. А уж в России за все время ни одна зарубежная компания - участник СРП не ушла с нашего рынка: где еще добудешь сырье на таких выгодных условиях?