08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРИЗИС ЖЕНЩИНЫ СРЕДНИХ ЛЕТ

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 21 Декабря 2001г.

Английский классик Сомерсет Моэм прожил очень долгую (умер в возрасте 91 года) и на редкость

Английский классик Сомерсет Моэм прожил очень долгую (умер в возрасте 91 года) и на редкость счастливую жизнь. По своим философским взглядам он считал себя агностиком (полагая мир непознаваемым), по натуре был скептиком, по характеру творчества - неисправимым жизнелюбом. Его коронным жанром в драматургии стала комедия - ироничная, изящная, с отточенным, как острие бритвы, диалогом. В отличие от многих коллег, не стеснялся признаваться, что думает об успехе своих спектаклей у публики. Может, поэтому он остается одним из самых "смотрибельных" авторов ХХ, а теперь уже и ХХI века.
Его пьеса "Недосягаемая" идет в Санкт-Петербурге, Риге, Киеве, Москве... Ее недавно ставил Леонид Трушкин для неподражаемой Людмилы Гурченко, она идет в Театре имени Гоголя с замечательно точной Светланой Брагарник, на днях премьера "Недосягаемой" прошла в Театре имени Пушкина, где царит блистательная Вера Алентова.
Спектакль начинается с того, что где-то в далекой Нигерии на дипломатической службе скончался муж главной героини Каролины Эшли, с которым она, по сути, последние десять лет не жила под одной крышей. Но свято место не бывает пусто, и наша умопомрачительная красавица все эти годы прекрасно ладила с седовласым импозантным адвокатом Робертом (Д. Брусникин), который пылко заверял ее в своей преданной любви. Вот даст муж развод и тогда...
Муж развода не дал, он поступил еще лучше - благополучно отошел в мир иной на почве застарелого цирроза печени. Теперь, казалось бы, нет никаких препятствий для того, чтобы любовники наконец-то воссоединились не только де-факто, но и де-юре. К этому их без устали склоняют знакомые, в особенности незамужние подруги Каролины - Мод (Е. Ситко) и Купер (Н. Корогодова). Пикантность ситуации заключается, однако, в том, что любовник Каролины почему-то не торопится сделать ей официальное предложение. Его, оказывается, вполне устраивает необременительная, но почетная роль "приходящего" мужчины, изредка срывающего нежные "цветы удовольствия". А делить вместе грубый быт, общую, извините, ванную комнату - фу, как это пошло.
Тогда Каролина в отчаянии бросается к юному воздыхателю Рою (А. Дадонов), чью безнадежную влюбленность в себя она умудрялась вроде бы не поощрять, но и до конца на всякий случай не отвергала. Однако и краснощекий юноша торопливо ретируется, заслышав щебет Каролины про священные узы брака. У нее остается последний шанс - выйти замуж за домашнего доктора Корниша (А. Майоров), давно, судя по всему, неравнодушного к ее чарам. Но доктор, впрочем, тоже довольно ловко выскальзывает из готовых сомкнуться цепей Гименея... И тогда Каролина понимает: для того, чтобы быть желанной для других мужчин, женщина должна быть хоть чуть-чуть недосягаемой. А значит - замужней. Ведь чужой бутерброд (читай: чужая жена) всегда слаще. И она с блеском инсценирует якобы счастливое воскрешение мужа, чтобы опять стать "лакомым кусочком" для мужчин...
Нетрудно заметить по этому беглому пересказу, что пьеса Моэма не содержит философских, мировоззренческих глубин. Он и сам без обиняков замечал, что в его произведениях нет "той теплоты, широкой человечности и душевной ясности, которую мы находим лишь у самых великих писателей". Таковыми, в частности, он считал Толстого, Достоевского, Чехова. Но его "Недосягаемая" при этом полна тонких и едких наблюдений над нравами "света", она изящно иронизирует над "святыми" установлениями института брака, яростно восстает против бездушной тирании общественного мнения, она, наконец, содержит целую россыпь ярких, сочных, гротескно заостренных человеческих характеров.
В первую очередь это относится, конечно, к Каролине Эшли - поистине бенефисной роли, выписанной Моэмом с безукоризненным литературным тщанием. Вера Алентова играет роскошную, обворожительную женщину среднего возраста, к тому же настоящую англичанку, в которой непостижимым образом уживаются романтическая пылкость и холодный расчет, наивная искренность и здоровый цинизм, трогательная беззащитность и смертельная хватка "железной леди". И все эти перепады роли актриса передает с такой изящной комедийной грацией, что поневоле прощаешь спектаклю (постановка А. Говорухо) и чрезмерный аскетизм декораций, выполненных почему-то в скучноватом конструктивистском ключе, и необязательные, как мне показалось, танцы, и слегка прямолинейный финал, в котором главная героиня возносится под колосники сцены на невесть откуда появившихся качелях. Эта буквальная расшифровка вынесенного в название пьесы понятия смотрится, на мой вкус, досадным "довеском": Вера Алентова "недосягаемость", непостижимость женской натуры уже вполне успела к финалу сыграть...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников