09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ХОРОНИТЕ ВАЗ - ЛУЧШЕ КУПИТЕ "ЖИГУЛИ"

Проценко Александр
Статья «НЕ ХОРОНИТЕ ВАЗ - ЛУЧШЕ КУПИТЕ "ЖИГУЛИ"»
из номера 228 за 23 Декабря 2002г.
Опубликовано 01:01 21 Декабря 2002г.
Социалистические лозунги прочно сидят в нашем сознании. Например, такой: "План - закон, его выполнение - норма, перевыполнение - доблесть!". А если ситуация изменилась и столько, сколько запланировано, уже не нужно? И тем более, уж никак не нужны сверхплановые "штуки", омертвляющие, сырье, энергоресурсы, человеческий труд?

Ну не нужно сегодня россиянам 50 тысяч "Жигулей" в месяц! Причина известна: отечественный авторынок до сих пор не переварил ажиотажного ввоза старых иномарок. Однако ноябрьская двухнедельная остановка сборочных конвейеров Волжского автомобильного завода породила волну слухов: ВАЗ "загибается". Нынешний переход автостроителей на сокращенную неделю с уменьшением выпуска машин на 4 процента (в годовом исчислении) иные СМИ подали чуть ли не как "последние конвульсии" тольяттинского автогиганта.
А на самом деле мы, наконец, на практике, "на собственной шкуре" начали понимать отличие социалистической экономики с ее вечным дефицитом (сколько ни дай - все мало!) от экономики рыночной. Где бывают подъемы и спады и ни на каком супермощном компьютере не рассчитаешь настроение покупателей даже самой современной, самой высококачественной продукции.
Нет, я сейчас не об "АвтоВАЗе". Точнее, не только о нем. Вот цифры, характеризующие состояние мировой автомобильной промышленности. Неделю назад американский институт J.D.Power опубликовал отчет о продаже автомобилей в ноябре 2002 года. Отчет нерадостный: продажи автомобилей ведущих американских концернов упали. Продажи Ford упали на 19 процентов, Chrysler - на 10 процентов, и даже концерн GM продал в Северной Америке на семь процентов автомобилей меньше, чем в октябре.
В сравнении с этими автогигантами - мировыми лидерами в области автомобилестроения - ситуация на ВАЗе выглядит просто блестящей. Однако продолжим сравнения.
В самом конце ноября в Италии тысячи бастующих работников автоконцерна Fiat прошли по центральным улицам Рима в марше протеста. По данным профсоюзов, в демонстрации приняло участие около 20 тыс. человек. Движение транспорта было нарушено, так как тысячи митингующих прибыли в Рим на поездах и автобусах со всей Италии. Причина: концерн сообщил о планах по сокращению 8,1 тыс. рабочих мест (около 20 процентов всех сотрудников предприятий) - из-за снижения продаж автомобилей. Особенно плохи дела итальянского автогиганта в секторе продаж дорогих автомобилей: его доля на этом рынке упала с 9,5 процента в прошлом году до 8,2 процента в нынешнем (сами продажи снизились на 16 процентов).
Что, у итальянцев плохие машины? Или в Европе мало обеспеченных людей, готовых покупать, покупать и еще раз покупать? Тем не менее, согласно данным Ассоциации европейских автомобилестроителей (EAM), в октябре (более свежих данных пока нет) количество вновь регистрируемых автомобилей в Западной Европе упало на 2,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Германии, крупнейшем европейском авторынке, число вновь зарегистрированных автомобилей снизилось на 1,1 процента, а за последние 10 месяцев этот показатель упал даже на 2,5 процента.
По тем же данным, европейский рынок подержанных автомобилей из-за спада деловой активности может упасть в нынешнем году на самую низкую отметку за последние восемь лет. По оценкам тамошних аналитиков, впервые с 1994 года может быть продано менее семи миллионов подержанных автомобилей. И это несмотря на весьма солидную "помощь", которую в нынешнем году европейскому рынку оказали россияне, скупив чуть ли не весь запас машин-"семилеток".
То есть нынешний год оказался плохим или очень плохим практически для всего мирового автомобилестроения. Лишь в Японии производство транспортных средств выросло в октябре на 6,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 912138 автомобилей (данные Ассоциации автопроизводителей Японии (JAMA). Но даже там есть свои пострадавшие: автомобильная компания Isuzu Motors объявила, что ее чистые убытки за апрель - сентябрь 2002 года составили 685 млн. долларов, что связано с падением продаж на 13 процентов.
Конечно, все эти невеселые цифры и там не вызывают радости, однако не воспринимаются и как трагедия. Правда, и меры принимаются быстрые и жесткие: резко снижаются расходы компаний, сокращается персонал. Кстати, генеральный директор совместного предприятия "Джи Эм -АвтоВАЗ" (выпускающего новый джип "Шевроле-Нива") Джон Милонас, узнав еще в октябре, что у коллег на ВАЗе снижаются продажи, спросил: "А почему вы не останавливаете конвейер "классики", на которую упал спрос?" Пришлось объяснять американцу, что ВАЗ не может, не имеет морального права увольнять или отправлять в неоплачиваемые отпуска многие тысячи работников завода - чтобы потом, когда спрос восстановится (падение-то временное!), принимать их назад. (А вообще было бы интересно посмотреть на "итальянский" марш протеста автомобилестроителей в Москве.)
Автозавод для Тольятти - градообразующее предприятие... К счастью, это уже понимают и в коридорах высшей российской власти. Вице-премьер Валентина Матвиенко, курирующая в правительстве социальные вопросы, побывав в прошлом месяце в Тольятти, наряду с похвалой производственных успехов "АвтоВАЗа" особо отметила, что завод "сохраняет не только традиции отечественного автомобилестроения, но и традиции заботы о людях, много делает по развитию социальной сферы. "АвтоВАЗ" как градообразующее предприятие успешно работает с руководством города, участвует в совместных социальных проектах".
И добавила слова, которые давно ждут жители волжского автограда: "Ни одно крупное автомобильное предприятие не может обойтись без поддержки государства. Во всех странах мира автопром имеет преференции, поддержку, дотации, что позволяет развиваться более динамично. В правительстве отдельно рассматривался вопрос о поддержке автомобилестроения, было принято такое решение, но пока это, конечно, "половинчатое" решение, оно не помогает российскому автопрому в той мере, в какой должно помогать государство. Мы в правительстве еще будем возвращаться к этой теме. Я считаю, что такие заводы, как ВАЗ, нуждаются в серьезной государственной поддержке, чтобы мы могли гордиться своим отечественным автомобилестроением... "
Однако пока завод вынужден справляться со своими трудностями в одиночку.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников