МАСТЕР И МАРГАРИТА ВЕРНУЛИСЬ В МОСКВУ

Пишу "многосерийный фильм", а не сериал по двум причинам. Во-первых, чтобы не обидеть его

Пишу "многосерийный фильм", а не сериал по двум причинам. Во-первых, чтобы не обидеть его создателей: серьезным кинематографистам, к каковым, безусловно, принадлежит и Владимир Бортко, как правило, не нравится, когда их долгоиграющую телевизионную продукцию называют сериалами. Видимо, потому, что от такого определения и до "мыльной оперы" недалеко. Во-вторых, по сочности игры превосходных актеров, по тщательности нюансов и деталей в кадре "Мастер", действительно, ближе к старому доброму многосерийному кино, чем к сериалам одноразового пользования. Ближе к нему - но не оно. И прежде всего потому, что "Мастер" снимался на цифру, а не на пленку. Это только кажется, что цифра передает цвет, свет и фактуру даже лучше, чем пленка. Когда-то Сергей Соловьев, сняв фильм "О любви", сказал: "Мы снимали фильм на цифровую камеру, а не на пленку. И из него ушла душа. И потом мы год работали над тем, чтобы вернуть изображению "виниловый трепет". Профессионалы, конечно, сразу отличат, какой камерой снимался фильм. Зритель этого не увидит, но он почувствует, есть ли в фильме душа или нет. (Для примера: сравните пленку "Собачьего сердца" с цифрой "Мастера": где глубже и эмоциональней кадр? Где больше воздуха и настроения?).
Пишу "наконец-то", потому что буквально с первых дней съемок "Мастера и Маргариты" вокруг него создавался мистический ореол. То Бортко якобы случайный прохожий сказал что-то пророческое, то с актерами что-то приключалось, то премьеру по непонятным причинам стали откладывать. Не проделки ли Воланда? Нет, - отлично продуманный пиар. Ну, с мистикой и так все понятно, Это по принципу "хотите песен - их есть у меня". А вот что касается сроков выхода... Зачем показывать фильм в начале декабря, как о том говорилось прежде, когда можно показать его накануне Нового года? У всех приподнятое настроение, все готовятся к празднику, покупают подарки, и "Мастер и Маргарита" станет составляющей этой предновогодней эйфории. Воспоминания о нем будут вызывать теплоту, а, значит, желание пересмотреть. О том, что канал "Россия" изначально был уверен в успехе, свидетельствует тот факт, что первые серии идут без рекламных пауз. Это означает, что стоимость рекламы перед "Мастером" и после него - заоблачная.
А вообще-то фильм хороший. А на общем нашем сериальном фоне - так просто отличный. "Мастера" обсуждают в метро, в кафе, в курилках офисов и по домашним телефонам. А это показатель народного признания. Только вот рейтинг его от серии к серии в отличие, скажем, от "Бригады" вряд ли будет расти. Все-таки хороший фильм, но про бандитов можно смотреть с любого места. А смотреть "Мастера и Маргариту" с середины людям, не читавшим романа, будет тяжело. А читавшие - и так уже наверняка смотрят. А к концу показа и противник подоспеет. То есть Первый канал со своей тяжелой артиллерией в лице "Статского советника"
А вот несколько первых впечатлений от увиденного.
Нона ГОЛИКОВА, драматург:
- В начале 60-х годов я изучала архив Булгакова в доме его вдовы Елены Сергеевны. Тогда как раз только что был впервые опубликован роман "Мастер и Маргарита" в журнале "Москва". Роман стремительно переводился на все языки мира. И Елена Сергеевна получила письмо от Федерико Феллини, который хотел экранизировать "Мастера". Елена Сергеевна посоветовала ему крепко подумать, стоит ли браться за это, поскольку считала, что воплотить роман можно лишь на родине, ведь в нем была отражена специфика нашей жизни. Некоторое время спустя Феллини ответил ей, что он подумал и понял, что действительно должен отказаться от замысла.
Конечно, я ждала премьеры сериала с нетерпением. Первое мое впечатление не вызвало негатив и уж тем более протест. В нем нет ни вульгарности, ни бестактности, ни хамства, которые отличают большинство современных экранизаций классики. Но решение прозы Булгакова показалось мне излишне бытовым.
Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
- Первые две экспозиционные серии настораживают. Создается впечатление, что смотришь иллюстрацию к очень знакомой, очень любимой книге. Чувствуешь себя завхозом, который принимает по описи реквизит. Этот герой на месте, на месте подробности, есть даже икота Ивана Бездомного, выпившего теплую абрикосовую воду, но не хватает энергии первопрочтения. И еще: два актера - Олег Басилашвили и Кирилл Лавров - кажутся несколько пожилыми Воландом и Пилатом. Еще бросается в глаза неживая среда, в которую помещены герои. Будем смотреть дальше.