РАССТАВАНИЕ С ИЛЛЮЗИЯМИ

Своими мыслями на тему "Россия в системе международных координат" с нашими читателями делится известный общественный и политический деятель Владимир ЛУКИН, который принимал участие в "круглом столе" на эту тему, организованном авторитетным журналом "Международная жизнь".

ДИАЛОГ МОСКВА - ВАШИНГТОН
Сегодня политическая составляющая наших с США двусторонних отношений, как представляется, близка к насыщению. Характер этих отношений может быть обозначен как соперничество - партнерство.
В настоящее время на передний план выходят немалые проблемы во внутренней и внешней политике самих Соединенных Штатов. Затяжной и все более затратный процесс "демократизации" Ирака наряду с обрушившимися на территорию США минувшим летом масштабными природными катаклизмами активизируют внутриамериканскую дискуссию о необходимости "вернуть американское правительство на территорию США". Учитывая давние исторические традиции изоляционизма в американской политике, не удивлюсь, если основное внимание до конца оставшегося президентского срока администрация Буша-младшего будет все-таки уделять многочисленным внутренним проблемам Америки.
Конечно, такие вопиющие рудименты политики времен "холодной войны", как американская поправка Джексона - Вэника, все еще отравляют климат наших двусторонних отношений. И в этом контексте российско-американские экономические связи не избавлены от воздействия политического климата. Тем не менее разговор на равных, к которому российский правящий класс явно или тайно стремится в отношениях с США, подразумевает не только равенство либо сопоставимость "веса" партнеров, но и одинаковую степень заинтересованности сторон в том или ином вопросе, невозможную без равной готовности и способности к постоянным практическим действиям.
ЕВРОПА. "ПОСПЕШАЙ МЕДЛЕННО"
Эйфория от "победоносного", как казалось многим европейцам, расширения объединенной Европы быстро сменилась по меньшей мере недоумением, а то и растерянностью в Европе относительно даже ближайших перспектив сообщества. Ясно, что политическая интеграция Европы в 2005 году явно притормозилась, а старые истины, вроде "поспешай медленно", не теряют своей актуальности даже в эпоху глобализации.
Иначе говоря, обстоятельства вынуждают Европу расставаться с иллюзиями. Меньше иллюзий - больше реализма, в том числе и в отношениях с Россией. Полагаю, что вступление в ЕС и столкновение с реалиями европейской политики, в том числе экономической, заставит большинство восточных европейцев осознать очевидное: реальные и потенциальные выгоды от сотрудничества с нашей страной гораздо значительнее гипотетических приобретений от продолжения пестования былых обид. При этом ощущение солидного европейского тыла способно заметно ускорить процесс избавления тех же поляков или прибалтов от прежних комплексов в отношении России. Сегодня, к сожалению, очевидно, что у нас кое-кто, включая некоторые политические силы федерального уровня, решая европейские проблемы, по-прежнему испытывают сильную ностальгию по временам тотального подчинения человеческой личности неким предельно абстрактным "государственным интересам", на деле не имеющим ничего общего с потребностями и устремлениями народа России.
При всем том менторский тон, которым порой пытаются разговаривать с нами европейские правозащитные инстанции, не только не уместен, но и прямо контрпродуктивен.
В СНГ НАСТУПАЕТ "МОМЕНТ ИСТИНЫ"
Отношения с Украиной - хороший тест для проверки адекватности нашей российской элиты. Если в начале 2005 года - вскоре после "оранжевой революции" в Киеве - в российской политике на украинском направлении эмоции явно превалировали над здравым смыслом, то к концу года уже можно вести речь о наличии взвешенной тактики и формирующейся стратегии.
В этих условиях у России достаточно ресурсов, чтобы занять активную и конструктивную позицию в отношениях с Украиной, отстаивать свои интересы твердо, без былой "сентиментальности". Трезвый расчет и здравый смысл способны обеспечить широкие перспективы для двусторонних отношений по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.
Говоря о наших отношениях с Минском, необходимо отметить, что с момента провозглашения идеи Союзного государства складывается устойчивое впечатление, что ее инициаторы преследовали в первую очередь пропагандистские цели. Причем различные.
Есть ли реальное решение? Вероятно, оно лежит в плоскости максимального сближения в тех вопросах, которые сегодня представляют объективный обоюдовыгодный интерес. Как, скажем, общая система ПВО. Формальное же объединение в единое государство - если отбросить утопическую "идею" переизбрания В. Путина на третий срок посредством "трансформации" поста президента России в пост "союзного" президента - явно не является на сегодняшний день приоритетом для правящих кругов ни в России, ни в Белоруссии.