06 декабря 2016г.
БАЛЛОВ

КИСЛОРОДУ БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ МИЛЛИАРДОВ ЛЕТ

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 21 Декабря 2005г.
Согласно современным научным теориям кислород в атмосфере Земли появился около 2,4 млрд. лет назад, а 600 млн. лет назад его содержание в атмосфере резко возросло и приблизилось к современному уровню. Однако последние исследования ученых-геологов из университета Мэриленда показали, что этот процесс начался намного раньше и происходил постепенно.

- По наличию в древних породах редкого изотопа серы 33S нам удалось установить время появления древнейших серобактерий, - рассказал доктор Дэвид Джонстон из университета Мэриленда. - Выяснилось, что серобактерии начали распространяться по поверхности Земли на 500 миллионов лет раньше, чем предполагалось. Это означает, что в то время в атмосфере уже присутствовал кислород. Ведь промежуточные сернистые соединения, используемые бактериями, формируются в процессе окисления сульфидов. Сернистые соединения стали частью цикла жизнедеятельности серобактерий еще 1,3 миллиарда лет назад, и насыщение атмосферы кислородом началось уже в среднем протерозое.
Это открытие может в корне изменить научные представления об истории формирования Голубой планеты. Напомним, что, согласно современным научным данным, наша планета окончательно сформировалась 4,5 миллиарда лет назад, а кислород в ту эпоху присутствовал главным образом в соединениях. До недавнего времени ученые предполагали, что увеличение содержания кислорода в атмосфере Земли происходило в два этапа. Первый наступил 2,4 млрд. лет назад и ознаменовал собой начало протерозойской эры, а второй - 600 млн. лет назад, причем именно в это время его содержание в атмосфере резко возросло.
- Как именно проходил этот процесс - постепенно или резкими скачками? Этот вопрос беспокоил ученых не один десяток лет, - продолжает доктор Джонстон. - В последнее время было принять считать, что имел место некий катаклизм, вызвавший качественный скачок содержания кислорода в атмосфере Земли. На основе наших исследований можно сделать противоположный вывод: процесс увеличения содержания кислорода в атмосфере проходил постепенно и начался 1,3 млрд., а не 600 млн. лет назад.
- Если все это окажется верным, ученым предстоит переписать не один десяток учебников для школ и вузов, - считает доктор физико-математических наук, профессор МГУ Валерий Горбовский. - Ведь речь идет о фундаментальных научных знаниях. Способность окислять воду с выделением молекулярного кислорода за счет энергии поглощенного солнечного света - одно из важнейших эволюционных приобретений живой природы на Земле. Более двух миллиардов лет назад фотоокислению могли подвергаться лишь восстановленные вещества типа сероводорода, представленные на Земле в довольно ограниченном количестве. Фотоокисление воды растениями привело к появлению в атмосфере значительных количеств молекулярного кислорода, а это, в свою очередь, сделало атмосферу пригодной для дыхания и привело к переходу биоэнергетики на качественно новый уровень. Все это послужило основой для прогрессивного развития живой материи на нашей планете. Но если американским коллегам удастся доказать, что механизм таких реакций был иным, чем принято считать, то и вся история земной эволюции может быть подвергнута серьезной корректировке.
По словам ученого, это может произойти очень скоро. Ведь уже сейчас регулярно происходят открытия, подтверждающие правильность смелых гипотез. Так, год назад американские геофизики из университета Аризоны вместе с коллегами с химфака и геофака МГУ установили: жизнь вышла из океана на сушу значительно раньше, чем считалось до сих пор.
- Уже давно было известно, что первые микроорганизмы в океане появились свыше 3,8 миллиарда лет тому назад, однако время выхода жизни на сушу до сих пор оценивалось как 1,2 миллиарда лет - согласно возрасту ископаемых останков органической жизни, обнаруженных в Аризоне, - пояснил Горбовский. - Однако недавно ученым удалось найти органические останки в горных породах возрастом около 2,6 миллиарда лет. Это означает, что жизнь на суше началась на 1,4 миллиарда лет раньше, чем мы думали до сих пор. А возможно, и еще раньше. Но как это могло произойти? Ведь эти организмы не смогли бы дышать! Этот вопрос ставил ученых в тупик. Теперь объяснение лежит на поверхности. Уровень кислорода на суше к тому моменту достиг так называемого дополнительного числа Пастера - не менее 10 процентов от современного, когда сформировалась озоносфера и живые организмы заселили мелководья, а затем и сушу. Так что история жизни на Земле куда древнее, чем мы считали до сегодняшнего дня...