ИМЕЮТСЯ ЖЕРТВЫ

Буквально через несколько дней после состоявшихся прошлой осенью одновременных выборов глав

Буквально через несколько дней после состоявшихся прошлой осенью одновременных выборов глав областной и городской администраций вновь избранный губернатором Леонид Полежаев с подкупающей беспардонностью заявил, что омичи сделали большую ошибку, оставив на посту мэра Валерия Рощупкина. И что им придется горько расплачиваться за свое недомыслие.
Вскоре в недрах общественности, близкой к областной администрации, зародилась идея провести в Омске референдум о недоверии главе местного самоуправления, а заодно и всему городскому депутатскому корпусу. Начался шумный сбор подписей.
Безумные идеи заразительны - и вот уже общественность, симпатизирующая мэрии, с тем же несовместимым со здравым смыслом энтузиазмом начинает свой сбор подписей для того, чтобы граждане получили возможность высказать свое негативное отношение к губернатору и областному Законодательному собранию.
Обе кампании не успели еще зачахнуть, как началась третья, организованная известным в городе предпринимателем. Он призвал народ подписаться под референдумом, на котором каждый мог бы открыто выразить свое волеизъявление насчет того, хочет он или не хочет примирения мэра и губернатора. Предприниматель, между прочим, собрал не один десяток тысяч подписей.
Смешно? Уже нет. Омичи надеялись, что после выборов осточертевшая всем война между муниципалитетом и руководством субъекта Федерации наконец-то прекратится. Ну поделили вроде бы кресла. Мэр остался мэром, губернатор - губернатором, пора бы и о людях вспомнить. Увы, власти продолжают ожесточенно "мочить" друг друга, не обращая внимания на жертвы среди мирного населения. По какому-то очевидному недоразумению эту войну называют информационной, хотя речь давно идет не о перебранке в прессе, а о "бомбовых" ударах по объектам жизнеобеспечения миллионного города.
По таким, например, как общественный транспорт, страсти вокруг которого кипят в Омске уже не первый месяц. Цены растут, льготы урезаются, периодически автобусное сообщение оказывается на грани полного паралича, и тогда на остановках творится нечто невообразимое. Городские власти виновником безобразий называют губернатора, который, по их мнению, умышленно добился четырехкратного снижения против предыдущего года бюджетных дотаций на перевозку льготных пассажиров - чтобы вызвать в Омске социальный взрыв. У губернатора, разумеется, своя версия происходящего: мэрия довела до ручки общественный транспорт и теперь пытается свалить собственную вину на областную администрацию.
Не менее эффективным оружием в междоусобной войне чиновников является холод в домах горожан. Телеканалы различной ведомственной принадлежности регулярно демонстрируют душераздирающие видеоматериалы о замерзающих стариках, детях, семьях военнослужащих и каждый раз, называя организаторов "террора против населения", указывают пальцами в противоположные стороны.
То же самое происходит и с выплатой зарплаты бюджетникам. Омские врачи и медики постоянно находятся в предзабастовочном состоянии. Одна сторона посылает выбивать их деньги к крыльцу областной администрации, другая - к стенам муниципалитета.
Перечислять можно и дальше, но нет смысла, потому что сюжет постоянно одинаков и потому что речь идет совсем не о диспуте на тему "Как лучше обустроить жизнь омичей". О чем действительно идет речь, на днях доходчиво растолковал опять же губернатор Полежаев во время своего "миротворческого" визита к городским депутатам: "Сегодня сами некоторые властные институты становятся источниками дестабилизирующих процессов, тратят огромные силы, средства и время на достижение целей, никакого отношения к их прямым функциям не имеющих".
В точку попал Леонид Константинович. Понятно, что он, говоря о "некоторых властных институтах", имел в виду не себя и не свою команду. Но любому непредвзятому наблюдателю понятно, что областная администрация в этих "дестабилизирующих процессах" принимает живейшее участие.
Итак, центральный вопрос: на какие такие великие цели кладут силы, тратят средства налогоплательщиков и транжирят служебное время чиновники? За что воюют? Ответ на поверхности: за власть. Причем в ходе боевых действий стороны многократно доказали, что, если ради достижения поставленных задач надо пожертвовать благополучием омичей, это без колебаний будет сделано. Чем хуже, тем лучше. Чем больше, к примеру, граждан мерзнет в лютые морозы на остановках, тем радостнее и разухабистее становятся комментарии телеведущих.
Ну а страсти, бушующие на экранах телевизоров, в действительности хладнокровно конструируются в тиши кабинетов профессионалами политических технологий. Изюминкой технологов из обладминистрации является тезис о "полной хозяйственной несостоятельности мэрии", который из месяца в месяц вдалбливает в головы людей мощный областной агитпроп. Из данного тезиса как-то очень логично вытекает требование о передаче всех финансовых ресурсов региона в распоряжение субъекта Федерации. А там уже и до отмены выборов мэра и назначения его губернатором рукой подать. Уничтожение самостоятельности местного самоуправления и будет означать воссоздание жесткой вертикали власти.
Нетрудно догадаться, что мэра В. Рощупкина и прочих чиновников муниципалитета подобная перспектива никак не устраивает. И они используют все доступные им средства, чтобы не допустить такого развития событий, постоянно педалируя тему удушения местного самоуправления. Если вглядеться в ситуацию повнимательней, легко заметить, что жесткая, бескомпромиссная война идет не за что-нибудь, а за установление "индивидуального конституционного строя" в отдельно взятом регионе. Стороны по-разному видят схему государственного устройства области и готовы отстаивать свою точку зрения до последнего. У каждой есть влиятельные политические и финансовые союзники как на территории России, так и внутри "суверенного" образования, которые поддерживают воюющие армии огнем и маневром.
Потери среди мирного населения в расчет не принимаются. Рвутся хозяйственные связи между предприятиями, ориентирующимися на разные властные структуры. Вовлекаются в противостояние правоохранительные органы, нарастает социальная напряженность. В конечном счете эта бесконечная изнурительная война одной власти с другой несет в себе прямую угрозу национальной безопасности страны. Пока политики и олигархи, чиновничьи кланы самозабвенно "мочат" друг друга в Москве, похоже, что в настоящую Чечню один за другим превращаются российские регионы. Впереди еще - президентские выборы...