Огромное количество примеров реальной жизни убеждают меня, что идея народного самоуправления если не похоронена окончательно в России, то уж, во всяком случае, задвинута и придушена административным аппаратом. Любое разъяснение сути народного самоуправления натыкается на яростное сопротивление чиновников. Работая редактором газеты "Самарский курьер", приходится почти ежедневно сравнивать то местное самоуправление, которое мы имеем, с тем, которое должно быть. По сути дела, огромное количество проблем жилищно-коммунального характера, благоустройства дворов, ремонта дорог, освещения, борьбы с наркоманией, медицинского обслуживания, школьного образования в своей основе имеют кризис местного самоуправления. Так называемые ТОСы (территориальные органы самоуправления), объединяющие несколько домов микрорайона (по идее - низовое земское звено) полностью подчинены главам районных администраций, назначаются сверху и получают в администрации зарплату. Своих бюджетов не имеют ни ТОСы, ни районы: все находится в руках мэра города, к которому все идут с протянутой рукой, как к царю и богу.
На прошлой неделе пришла в редакцию делегация стариков: их дом в аварийном состоянии, рушится лестница, нет ремонта уже 15 лет. Администрация района, ТОС ничего не делают, ответ один: нет денег. Спрашиваю дедов: "Сколько в доме квартир?" Отвечают: "198". "Какова кварплата?" (платят все исправно). - "В среднем по 120 рублей с квартиры". Далее выясняется, что на ремонт лестничной клетки дому нужно 20 тыс. рублей. (Жильцы все узнали сами, нашли, где подешевле сделают, сами готовы помочь.) Начинаем считать. В месяц 198 квартир дома исправно перечисляют около 24 тыс. рублей. (На ремонт надо 20 тыс.). За 15 лет без ремонта дом заплатил городу (так называемому "местному самоуправлению") 4 миллиона 276 тысяч 800 рублей. Возникает вопрос: неужели нельзя из этой суммы, полученной чиновниками, один раз за 15 лет вернуть жильцам 20 тысяч?
Таких примеров масса - сотни писем. Причина одна - низовое местное самоуправление существует на бумаге, не избирается народом (и следовательно, не ответственно перед населением), не имеет бюджетной самостоятельности.
Возможно ли восстановление подлинного самоуправления в нынешнее время?
Возникает вопрос: если все в руках власти, не следует ли изменить власть, провести через выборы туда людей, способных повернуть самоуправление к народу? Учитывая то, как проходят "демократические выборы": побеждают те, у кого много денег на покупку телевидения - что же делать? Отказываться платить налоги власти, как призывал Ганди? Что может русский народ? Если все в руках народа, следует ли ему исправно выполнять свои обязанности перед государством и местной властью, ожидая прихода "просвещенного монарха" в лице мэра, главы администрации, который сам откажется от части власти в пользу местных самоуправлений и от перераспределения бюджетных средств в свою пользу?
Сейчас бюджет города Самары складывается так, что на содержание аппарата городских и районных чиновников тратится столько же, сколько на все здравоохранение, народное образование, культуру и правоохранительные органы, вместе взятые. По ночам город погружается во мрак, дороги разбиты, батареи зимой едва теплые, укомплектованность врачами поликлиник не превышает 70 процентов, медсестрами - 50 процентов, зарплата учителям выплачивается с задержками. При этом совсем недавно в Москве мэру Самары присвоили почетное звание "мэр года".