СКОРБИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Как известно, Александр Исаевич Солженицын в последние годы много внимания уделяет проблемам местного самоуправления, справедливо полагая, что без их решения невозможно возрождение страны. "Повседневная реальная жизнь людей, - говорится в книге "Россия в обвале", - зависит - на четыре пятых или больше - не от общегосударственных событий, а от событий местных, и потому - от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе". Идеи великого нашего современника находят все больший отклик у различных людей.Об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые получает писатель.Одно из них Александр Исаевич предложил вниманию читателей "Труда".

Огромное количество примеров реальной жизни убеждают меня, что идея народного самоуправления если не похоронена окончательно в России, то уж, во всяком случае, задвинута и придушена административным аппаратом. Любое разъяснение сути народного самоуправления натыкается на яростное сопротивление чиновников. Работая редактором газеты "Самарский курьер", приходится почти ежедневно сравнивать то местное самоуправление, которое мы имеем, с тем, которое должно быть. По сути дела, огромное количество проблем жилищно-коммунального характера, благоустройства дворов, ремонта дорог, освещения, борьбы с наркоманией, медицинского обслуживания, школьного образования в своей основе имеют кризис местного самоуправления. Так называемые ТОСы (территориальные органы самоуправления), объединяющие несколько домов микрорайона (по идее - низовое земское звено) полностью подчинены главам районных администраций, назначаются сверху и получают в администрации зарплату. Своих бюджетов не имеют ни ТОСы, ни районы: все находится в руках мэра города, к которому все идут с протянутой рукой, как к царю и богу.
На прошлой неделе пришла в редакцию делегация стариков: их дом в аварийном состоянии, рушится лестница, нет ремонта уже 15 лет. Администрация района, ТОС ничего не делают, ответ один: нет денег. Спрашиваю дедов: "Сколько в доме квартир?" Отвечают: "198". "Какова кварплата?" (платят все исправно). - "В среднем по 120 рублей с квартиры". Далее выясняется, что на ремонт лестничной клетки дому нужно 20 тыс. рублей. (Жильцы все узнали сами, нашли, где подешевле сделают, сами готовы помочь.) Начинаем считать. В месяц 198 квартир дома исправно перечисляют около 24 тыс. рублей. (На ремонт надо 20 тыс.). За 15 лет без ремонта дом заплатил городу (так называемому "местному самоуправлению") 4 миллиона 276 тысяч 800 рублей. Возникает вопрос: неужели нельзя из этой суммы, полученной чиновниками, один раз за 15 лет вернуть жильцам 20 тысяч?
Таких примеров масса - сотни писем. Причина одна - низовое местное самоуправление существует на бумаге, не избирается народом (и следовательно, не ответственно перед населением), не имеет бюджетной самостоятельности.
Возможно ли восстановление подлинного самоуправления в нынешнее время?
Возникает вопрос: если все в руках власти, не следует ли изменить власть, провести через выборы туда людей, способных повернуть самоуправление к народу? Учитывая то, как проходят "демократические выборы": побеждают те, у кого много денег на покупку телевидения - что же делать? Отказываться платить налоги власти, как призывал Ганди? Что может русский народ? Если все в руках народа, следует ли ему исправно выполнять свои обязанности перед государством и местной властью, ожидая прихода "просвещенного монарха" в лице мэра, главы администрации, который сам откажется от части власти в пользу местных самоуправлений и от перераспределения бюджетных средств в свою пользу?
Сейчас бюджет города Самары складывается так, что на содержание аппарата городских и районных чиновников тратится столько же, сколько на все здравоохранение, народное образование, культуру и правоохранительные органы, вместе взятые. По ночам город погружается во мрак, дороги разбиты, батареи зимой едва теплые, укомплектованность врачами поликлиник не превышает 70 процентов, медсестрами - 50 процентов, зарплата учителям выплачивается с задержками. При этом совсем недавно в Москве мэру Самары присвоили почетное звание "мэр года".