НИКТО НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ

Ценовой кризис на мировом нефтяном рынке, наложенный на общий спад деловой активности по обе стороны океана, создал непростую ситуацию для российских нефтяных компаний. Положение усугубило решение нашего правительства об ограничении экспорта, чтобы поддержать цены. В считанные недели внутренний рынок оказался переполненным "черным золотом". За два последних месяца оптовые цены на нефтепродукты снизились, если не сказать - рухнули на 50-60 процентов, а по некоторым видам продукции - на все семьдесят. Розничный рынок пока держится, но и он дрогнул: в некоторых городах топливо подешевело на пару процентов. Это не может не радовать потребителей, а вот нефтяникам приходится туго уже сейчас, а если к лету мировая конъюнктура хоть немного не изменится к лучшему, им станет еще труднее.

Для нефтяных компаний на- ступил настоящий "момент истины", все они должны пройти через суровый экзамен на устойчивость. Безусловно, труднее всего приходится тем, кто изначально нефть рассматривал исключительно как средство для суперприбылей. Такой "бизнес" незамысловат: не отягощая себя инвестициями, побольше выкачать "черного золота" и превратить его во всемирный эквивалент - доллар. Подобных предпринимателей ждет, скорее всего, "неуд", если, конечно, рынок не окажется подменен "административным" или "телефонным" правом.
Крупным вертикально интегрированным компаниям тоже придется несладко, но им, безусловно, не грозит крах. Можно говорить о разных стратегиях развития, системах менеджмента, но в принципе все они даже в "мирное" время готовились к кризису. А он в нефтяном бизнесе так же неотвратим, как смена времен года (к счастью, пока не с такой периодичностью). Но и здесь не все просто: кто-то выйдет из кризиса изрядно потрепанным, а другие, наоборот, укрепят позиции.
Одним словом, сейчас игроки на российском нефтяном рынке находятся в сильном напряжении, все внимательно наблюдают друг за другом. Ждут: что будет дальше? Поэтому традиционная пресс-конференция по итогам года и планам на будущее, которую в минувшую пятницу дали глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский, а также два президента компаний: ЮКОС-ЭП (разведка и добыча) - Юрий Бейлин и ЮКОС-РМ (переработка и сбыт) - Николай Бычков, вызвала повышенный интерес.
ЮКОС - хорошо интегрированная компания, она имеет мощные добывающие подразделения в Сибири и в центральных областях страны, пять НПЗ, три нефтехимических комбината, два битумных предприятия, два завода по производству масел, завод масляных присадок и 250 нефтебаз, быстро развивает собственную сеть заправок. Итоги деятельности этого обширного хозяйства, как и предполагалось, оказались весомыми. Объем добычи нефти в компании превысил 58 миллионов тонн, на семнадцать с лишним процентов больше показателя 2000 года. Нефтепереработка также выросла почти на девять процентов и достигла 29 миллионов тонн. Более чем хорошо обстояло дело и с экспортом нефти как в дальние, так и ближние страны. Он вырос почти на четверть и составил 28 миллионов тонн. Причем около пятидесяти процентов нефти продано по долгосрочным контрактам, о чем не без гордости сообщил Николай Бычков. Правда, он тут же добавил, что у ведущих международных компаний этот показатель нередко зашкаливает за 90 процентов. Так что резервы есть. Компания заметно активизировалась на внешних рынках не только с сырой нефтью, но и нефтепродуктами. Экспорт последних вырос на 33,5 процента и превысил девять миллионов тонн.
Прирост добычи составил более 8,5 миллиона тонн нефти. Темпы прироста в среднем выше в два с половиной раза, чем в среднем по отрасли. Этого удалось добиться в основном за счет интенсификации труда, ввода новых скважин и широкого применения технологий гидроразрыва пласта.
В общем, против всех показателей можно ставить плюсы. Но на одну позицию Михаил Ходорковский обратил особое внимание: "Производственные успехи в прошлом году привели к росту акционерной стоимости компании в 3,06 раза, которая на 31 декабря составила 11,6 миллиарда долларов".
Солидные результаты. А что дальше? НК ЮКОС будет развиваться в соответствии с планами, которые разработаны до 2005 года. По всей видимости, в компании, которая по своему менеджменту является "наиболее западной" из всех других, ничего особо плохого не видят в советских пятилетках. В нынешнем году здесь намерены выйти на добычу 68-70 миллионов тонн, а к концу корпоративной пятилетки - 75-80 миллионов тонн нефти, если не будет каких-то новых приобретений.
Нефтяники все активнее вторгаются в бизнес так называемых естественных монополий. ЮКОС - не исключение, к 2005 году здесь будут добывать 15 миллиардов кубов газа и производить 13-15 миллиардов кВт-часов электроэнергии. Компания приобрела пакеты акций в "Белгород-ЭНЕРГО", "Томск-ЭНЕРГО" и "Кубань-ЭНЕРГО". Такие же планы существуют в отношении газодобывающих предприятий, в частности, компании "Роспан".
Пока речь идет в основном об удовлетворении собственных производственных потребностей. Однако положение может измениться, если правительство сделает доступ к газовой трубе и объединенным электросетям таким же прозрачным и понятным, как это ныне практикуется в отношении нефтяной трубы. Это было бы неплохо для всех потребителей уже потому, что естественные монополии не смогли бы так легко добиваться повышения тарифов на свои услуги.
Кроме того, ЮКОС в прошлом году приобрел 450 железнодорожных цистерн нового поколения с фирменной символикой. Программа активно продолжается: каждую неделю компания получает с "Азовмаша" порядка двухсот цистерн. До конца года будет закуплено две тысячи, а в перспективе еще две с половиной тысячи цистерн. Это позволит более устойчиво вести работу, несмотря на все изменения в МПС.
Решение правительства по изменению цен на услуги естественных монополий, по мнению Михаила Ходорковского, с учетом реального укрепления рубля и снижения цен на энергоносители завышено на двадцать процентов. Можно было бы ограничиться существенно меньшим увеличением цен и потребовать от них больших усилий по снижению затрат, как рынок требует от рыночных отраслей, в том числе нефтяной. Он считает, что это приведет к тому, что российская экономика в целом не доберет по темпам промышленного роста по крайней мере два процента. А в случае продолжения рецессии на мировых рынках, увеличение цен на услуги естественных монополий приведет к нулевому реальному приросту. Потенциал к снижению себестоимости имеется во всех отраслях, в том числе и нефтяной, убежден глава ЮКОСа.
В условиях кризиса на мировом нефтяном рынке снижение себестоимости, повышение производительности труда становятся основными аргументами в конкурентной борьбе. Решение этих вопросов всегда считалось приоритетной задачей в компании, но сейчас к ним особое внимание. Хотя, как заметил Юрий Бейлин, в условиях повышения тарифов даже удержание нынешнего уровня себестоимости равнозначно трудовому подвигу.
Тем не менее в компании намерены улучшать эти показатели. По словам Юрия Бейлина, ничего особенно нового в смысле технологий добычи не произойдет. Но акценты в работе все-таки немного изменятся. В отличие от предыдущих лет, когда ставка делалась исключительно на "железо", теперь стали больше заниматься персоналом. За три года несколько сотен человек радикально улучшили квалификацию. Совместно с иностранными партнерами создан научный центр, куда поочередно на три месяца приезжают 250-300 человек из нефтегазодобывающих управлений. Команда разрабатывает проект более интенсивной добычи нефти, защищает его и уже у себя дома внедряет в жизнь.
ЮКОС активно ищет новых потребителей нефти и нефтепродуктов - как внутри страны, так и за ее пределами. Лишь полгода назад Ангарская нефтехимическая компания (АНХК) вошла в состав ЮКОСа, а уже отмечен прирост продажи моторных топлив в сибирских и дальневосточных регионах при сохранении и даже некотором расширении за счет Северного Кавказа позиций в европейской части страны. Восемь лет лихорадило АНХК с сомнительными схемами давальческого сырья, а теперь через короткое время уже можно говорить о более или менее стабильной работе комбината. За прошлый год по сравнению с предыдущим АНХК увеличила объем платежей во все уровни бюджета в 2,2 раза. За считанные месяцы выход светлых нефтепродуктов вырос на пять процентов - с 60 до 65 процентов, и это, заверяет Николай Бычков, не предел.
Более грандиозный проект - строительство нефтепровода из Сибири в Китай с проектной мощностью тридцать миллионов тонн в год. Его инициатором выступила несколько лет назад ЮКОС. Тогда в это никто не верил, но в сентябре прошлого года подписано межправительственное соглашение о подготовке технико-экономического обоснования, в 2005 году сибирская нефть поступит в Китай по трубе. На другом конце света идут работы над проектом "Адрия" (вывоз западносибирской нефти через Средиземное море). Активно работает компания в странах Центральной Европы, в частности в Словакии и Венгрии. ЮКОС настойчиво пытается зайти со своей нефтью в страны СНГ, в первую очередь в Украину и Белоруссию.
А в России поистине ударными темпами идет модернизация собственной сети розничной продажи нефтепродуктов. В прошлом году, по сути, с нуля построены 212 заправочных комплексов европейского образца. Высокие темпы сохранятся и в этом году. К 2005 году будет модернизирована вся сеть компании, а это 800 заправок. Причем в ближайшее время ЮКОС продемонстрирует что-то совсем новое. Речь идет уже о торговых комплексах, где можно будет также купить бензин, масла (через несколько недель компания выпускает на рынок весь ассортимент фирменного фасованного масла) и прочие автомобильные принадлежности. Именно с этой целью на днях был приобретен контрольный пакет торговой компании "Копейка". Только в нынешнем году в нее будет вложено сто миллионов долларов. Скоро на заправки ЮКОСа можно будет ездить всей семьей за покупками.
Все перечисленное - весьма затратные проекты и, можно предположить, были соблазны пустить деньги, например, на увеличение фонда заработной платы. Но тогда не было бы такой уверенности в завтрашнем дне сегодня, во время кризиса. Кстати, о зарплате: она растет, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но каждый работник знает свою перспективу аж на девять лет вперед.
Другой основной приоритет нынешнего года - повышенное внимание к экологии. Сейчас ЮКОС по экологическим параметрам находится на среднем российском уровне, а они хотят выйти на средний, но уже мировой уровень. К сожалению, это "две большие разницы". Чтобы добиться этого, необходимо рекультивировать 90 процентов нефтезагрязненных земель, ликвидировать 85 процентов шламовых амбаров и попытаться снизить удельное количество порывов до одного на два миллиона тонн нефти (есть и такой показатель). Всю эту работу планируют завершить к 2004-2005 годам. А все остальную грязь, накопленную за десятилетия российской и советской нефтяной промышленности, уберут где-то к 2010 году. В этом году в бюджете компании экологические расходы впервые выделены в отдельную защищенную статью. На защиту природы поставили заместителя председателя правления Михаила Шестопалова. До сих пор он отвечал за вопросы безопасности и противопожарную работу. Говорят, у него не забалуешь.
Идет кризис, и тем не менее выделяются солидные средства на природоохранные меры. Конечно, это свидетельствует о стабильном финансовом положении ЮКОСа. Но не следует забывать, что экология для современных руководителей не только этическая норма, но и чисто экономический показатель, без которого невозможен тот самый рост акционерной стоимости компании. Таковы правила цивилизованного рынка.
Значит, заработал у нас ры- нок, пусть и в отдельно взятой отрасли. Все как в учебнике: конкуренция, ценовая борьба на рынке, снижение издержек, падение цен. Потребитель может рукоплескать? Повременим. Рынок, конечно, есть, но его отдельным участникам уж очень обременительны и неинтересны все эти вопросы себестоимости и производительности, поиск новых экспортных направлений, не говоря уж об экологии. Свою конкурентоспособность они пытаются кардинально повысить с помощью правительства, обращаясь туда с просьбой ограничить административным образом темпы роста добычи в тех или иных компаниях. Но, кажется, мы живем уже в другое время. Или нет? Посмотрим.
Этике ведения бизнеса Михаил Ходорковский посвятил немалую часть своего выступления. Он привел пример приватизации ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК). Несколько лет назад ЮКОС уже приобрел контрольный пакет акций этой компании без малого за миллиард долларов. В конце прошлого года должен был состояться аукцион по продаже еще одного государственного пакета. По такому случаю активы ВНК привели в соответствие с тем, какими они были на момент приватизации. Лицензий на разработку месторождений на балансе компании стало даже больше на шесть единиц. ЮКОС не скрывал, что готов выложить еще 400 миллионов долларов. Однако аукцион не состоялся, его перенесли на февраль.
- В то же время к нам поступил запрос от РФФИ с целью получения дополнительной информации для этого конкурса, - говорит Михаил Ходорковский. - Но список вопросов существенно выходит за рамки действующего законодательства. Причем ответы на эти вопросы планируется передать нашим конкурентам. Существуют и определенные требования со стороны конкурентов по пересмотру тех или иных коммерческих дел нашей компании. Сейчас факт переноса конкурса рассматривается нашими юристами с точки зрения возможности обращения в суд.
Одновременно мы готовы подходить к этому вопросу достаточно широко, продолжает глава ЮКОСа. Мы неукоснительно выполняем все требования российского законодательства и готовы рассмотреть эту проблему еще и через призму международной практики, этики ведения бизнеса.
С этой целью НК ЮКОС создала независимый консультационный комитет. Он будет консультировать руководителей компании по всем вопросам подготовки и проведения предстоящего аукциона. Комитет составлен из ведущих специалистов таких известных фирм, как Brunswick UBS Warburg, White and Case LLC и PriceWaterhouseCoopers. Михаил Ходорковский пообещал, что если они скажут, что передача дополнительной информации не противоречит международной бизнес-практике, то ЮКОС так и сделает. А если да, то, извините, компания намерена в полной мере воспользоваться своим конкурентным преимуществом.
Репутация компании для ее руководителей, кажется, более важна, чем даже желанный пакет акций ВНК. В конце концов репутация - тоже солидный капитал, причем, если так можно выразиться, "долгоиграющий". И его не заработаешь никакими "звонками наверх". Понимание этого уже приходит ко многим российским предпринимателям, но пока, к сожалению, не ко всем.