Россияне ведут себя так, как будто бойня на дорогах - это норма жизни. О кампаниях по борьбе с превышением скорости и вождением в пьяном виде почти не слышно, равно как и о таких мерах, как островки безопасности и мини-развязки.
Частично вину можно возложить на плохое дорожное покрытие, неадекватную разметку и разрушающуюся инфраструктуру, например, недостроенные или разваливающиеся мосты. Но главным образом виноваты водители. Виктор Кирьянов, глава государственной автомобильной инспекции, заявил: "Подготовка водителей чудовищна, а более трети тех, кто имеет права, вообще никогда не сдавали экзамен".
Московские водители, наверное, хуже всех. Они игнорируют разметку, ездят в нескольких дюймах от впереди идущей машины, часто превышают скорость чуть не вдвое. Многие пьяны, а ремнями пристегиваются только самые осторожные.
Для водителя-европейца преодоление светофора - это кошмар. Водители продолжают движение и после того, как загорелся красный свет, а остальные состязаются за право первыми двинуться с места после того, как загорится зеленый. Результат предсказуем.
Одной из составляющих проблемы являются "новые русские" на "Мерседесах", BMW и дорогих джипах. Некоторые из них дают местным чиновникам взятки, чтобы обзавестись голубой мигалкой. Другие, чтобы избежать пробок, ездят по встречной полосе, ослепляя тех, кто едет в другую сторону, дальним светом. Многие держат под рукой головорезов, готовых избить любого, кто откажется уступить дорогу.
Хуже всех приходится пешеходам, среди погибших на дорогах их 40%. Большинство из них погибает при переходе улицы, но много и таких, кто гибнет, когда водители ездят по тротуарам или теряют контроль над управлением.
Петр Лаврентьев, глава службы безопасности движения Министерства транспорта, сказал: "Одна из самых больших проблем состоит в том, что водители не дают пешеходам перейти улицу по "зебре", а пешеходы в свою очередь переходят улицу в не установленных для этого местах".
Свою роль в авариях играет алкоголь: каждый шестой водитель, попавший в ДТП, находится в состоянии опьянения, то же самое относится к каждому пятому погибшему пешеходу.
Транспортная милиция, наверное, еще более важный фактор. Почти все ее представители коррумпированы и требуют взяток даже за незначительные нарушения. Водители, привыкшие ездить в состоянии опьянения или проскакивать на красный свет, рассчитывают отделаться большей взяткой.
Гибель людей на дорогах, по оценкам, обходится спасательным службам и службам здравоохранения в 6 млрд. фунтов в год.