02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗНАЧЕНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ

Игнатов Владимир
Опубликовано 01:01 22 Января 2005г.
На исходе 2004-го Государственная Дума приняла законопроект о порядке избрания губернаторов, и теперь кандидатуры на должности глав исполнительной власти конкретных регионов будет предлагать президент, а утверждать - законодательные собрания субъектов РФ. Нововведение комментируют эксперты "Труда": председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий ШАРАНДИН и директор Центра политической конъюнктуры России Константин СИМОНОВ.

- Как новое построение исполнительной власти в субъектах отразится на региональной политике?
Ю.Ш.: Кандидат в губернаторы, который представлен президентом, опирается на его авторитет. Он более авторитетен и самостоятелен, чем самовыдвиженец, избираемый напрямую. Смотрите: президентскому фавориту нет нужды искать большие финансовые ресурсы на избирательную кампанию, а, соответственно, он не будет в кабале у "толстых кошельков", как сейчас сложилось у некоторых глав "сырьевых" субъектов. По новой схеме выборов соискатель губернаторского поста должен убедить только региональных законодателей, поэтому у него нет необходимости раздавать популистские, подчас безответственные обещания, договариваться с региональными элитами.
Еще один важный момент. Некоторые избранные напрямую губернаторы не прочь были "расслабиться", почивать на лаврах - до следующих выборов времени много, а отозвать их с поста было практически невозможно. Теперь "расслабухи" не должно быть: если глава региона работает плохо, он запросто может быть смещен просто на основании "потери доверия" президентом.
И, наконец, третье. После того как были разделены полномочия регионов и Центра, главной задачей губернатора становится не публичная политика федерального масштаба, а грамотное и честное распределение ресурсов субъекта. А поскольку губернаторы "нового призыва" будут находиться под эгидой авторитета президента, они смогут эффективно вести диалог с правительством, отстаивая интересы своего региона.
Ну а недостатки новой системы - они тоже, видимо, будут - лучше выявятся в процессе ее реализации.
К.С.: Жизнь показывает, что регионы были самым слабым звеном модернизации, проводимой федеральным Центром. Теперь у Центра появляется отличная возможность вернуть "тормозящие" территории в рамки общефедерального проекта реформирования экономической и политической систем государства. Вместе с тем будет ликвидирована порочная практика, когда некоторые бездарные губернаторы "переводили стрелки" за свои провалы в управлении регионом на действия правительства и других федеральных структур. Всем известно, как "фрондирующие" главы субъектов подвергали сомнению правильность стратегического курса, выбранного Центром, пытались по новой "изобрести велосипед", тем самым выбиваясь из федеральных программ, осложняя ситуацию в экономике вверенного региона. Наиболее часто этим грешили в так называемом "красном поясе". А расплачивался за эту "самостоятельность" народ - задержками, в частности, выплат пенсий и зарплат. Надеюсь, президентская система "доверяй и проверяй" избавит россиян и от "реформаторов" и от "консерваторов" местного значения.
- По логике после введения системы "доверительного" назначения губернаторов институт полномочных представителей президента должен бы отмереть за ненадобностью дополнительного "государева ока". Наступит ли "последний отсчет" политической жизни полпредов или их функции как-то изменятся?
Ю.Ш.: Институт полпредов сохранится, но трансформируется. Он станет и кузницей губернаторских кадров. Вышел указ президента, в соответствии с которым именно полпреды будут представлять главе государства кандидатуры потенциальных глав исполнительной власти в регионах.
К.С.: Думаю, что институт полномочных представителей если и может кануть в Лету, то только по мере укрупнения субъектов Федерации. А мне кажется, что начало этого процесса мы можем увидеть уже в наступившем году. Пока же полпреды будут выполнять функцию приводных ремней, контролируя, насколько эффективно стратегические планы Центра реализуются на местном уровне.
- Некоторые аналитики прогнозировали, что после принятия закона избранные ранее главы регионов по собственной инициативе досрочно сложат полномочия в надежде, что их кандидатуры будут подтверждены президентом. Почему эти прогнозы не оправдываются?
Ю.Ш.: Говоря языком юриспруденции, у глав регионов есть право на досрочное сложение полномочий, но нет такой обязанности. Чтобы выдвинуться на получение дополнительного вотума доверия, главе региона необходима уверенность в своей востребованности - как регионом, так и президентом. Возможно, мы увидим такие "реинкарнации" уже в самое ближайшее время. А не увидим - значит, таковы грустные реалии нынешнего российского политического пейзажа, что только подтвердит необходимость реформы системы региональной власти.
К.С.: Далеко не все действующие губернаторы уверены в том, что их переназначат на свои должности. Скорее, многие уверены в обратном. Гнетет их бремя неэффективного управления регионом, невыполненных обязательств перед избирателями. Да и на самом деле если бы все прежние губернаторы сохранили свои посты, то никакого смысла в проводимой реформе системы власти не было бы. Уверен: большинство губернаторов будут стремиться досидеть положенный им срок и без давления Центра не пойдут на сложение полномочий.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников