НА ТРЕХ КИТАХ ДАЛЕКО НЕ УПЛЫТЬ

Знаете, на каких трех китах держится нынче благополучие телеканала? Не только крупного, вещающего на всю страну, но и небольшого, работающего в масштабе отдельного региона, а то и города? На бесконечно длинных сериалах, на телеразвлечениях и, понятно, на рекламе. И все попытки как-то отойти от этой "триады" чреваты немалыми сложностями для телевизионщиков.

Мне кажется, сейчас интересно посмотреть, что делают, с учетом потребностей общества и представлений о возможностях эфира на канале ТВЦ, который вот уже год возглавляет Олег Попцов, известный телевизионщик, создатель Российского телеканала, которому в мае "стукнет" 10 лет.
Самые большие перемены произошли в информационном вещании ТВЦ. Не имея разветвленной корреспондентской сети, здесь создали программу "События", у которой есть свое неповторимое творческое лицо. Поначалу "События" были нацелены на общефедеральные новости, а рядом существовало "Время московское" с рассказом о новостях столицы. Затем кому-то пришла счастливая мысль соединить эти две передачи. И добавить к ним еще и каждодневный интерактивный телефонный опрос на актуальную тему.
Конечно, с точки зрения профессиональной социологии телефонные высказывания зрителей не являются достаточно представительными. Но от этого они не теряют своей выразительности. Когда в День Святого Валентина 56 % признаются, что хотели бы иметь много детей, да нет такой возможности, - это говорит об уровне обеспеченности москвичей, которые и по сей день кажутся со стороны "столичными богатеями". Или другой многозначительный ответ: 64 % зрителей озабочено ростом цен на продукты первой необходимости и только 10 % - состоянием экологии. Сухие цифры лучше любых публицистических сюжетов свидетельствуют о "диагнозе" поразившей общество болезни.
Впрочем, публицистика тоже не забыта на ТВЦ. "Постскриптум" А.Пушкова, "Особая папка" Л.Млечина, "Секретные материалы" А.Хинштейна и другие передачи, в отличие от подобных программ на других каналах, чаще всего не участвуют в развертываемых на экранах информационных войнах, предпочитая эффектной пене политиканства скромную суть дела.
Когда, напомню, некоторые телевизионщики, жаждущие посеять раздор во властных структурах, пытались, рассказывая о вручении президентом ордена столичному мэру, раздуть тему мнимого конфликта между двумя руководителями, журналисты ТВЦ использовали превосходный публицистический прием. Они без всяких комментариев дали полностью выступления президента и мэра - те самые, которые прежде представлялись в извлечениях. И - о чудо! - выяснилось, что никаких противоречий и взаимных уколов, которые ушлые телеаналитики с других каналов углядели в текстах речей, нет и в помине...
В отличие от РТР или НТВ, где информационно-публицистические программы явно превалируют, тут они находятся в гармонии с тем, что принято называть художественным вещанием. Но это не бесконечные латиноамериканские сериалы, "палочка-выручалочка" нашего телевидения: ТВЦ в отличие от других каналов имеет в своем репертуаре минимальное количество "мыльных опер". Да и среди них предпочитает такие, которые основаны на классической русской литературе, как, например, "Петербургские тайны".
Но "фирменное блюдо" ТВЦ, которое они "подают" в 16.30 по будням, - это, конечно же, сменяющие друг друга циклы, посвященные истории, культуре и искусству столицы. "Золотое сечение", "Прогулки с Алексеем Баталовым", "Московские истории Василия Ливанова", "Театральные ряды", а на этой неделе еще и "Москва Гиляровского", - тут органично сочетается познавательное начало с историей, публицистикой, а все вместе замешено на искренней любви к родному городу.
ТВЦ идет своим путем, который сегодня может кому-то показаться не очень соблазнительным. Достоинства выбора скажутся позже: когда мы научимся судить о ТВ не по эффектным побрякушкам, а по истинным его достоинствам.