ТАЙМЫР - СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ,

В последнее время в различных СМИ появились материалы о непростых взаимоотношениях Таймырского автономного округа с администрацией и законодательной властью Красноярского края. Скажу откровенно, меня, как бывшего губернатора и члена Совета Федерации, а сегодня председателя думского Комитета по природным ресурсам и природопользованию, огорчает позиция, которую в этом споре заняли Законодательное собрание и губернатор Красноярского края Александр Лебедь.

Так уж сложилось исторически, что Россия - сложно построенное в административном смысле государство. Вероятно, было бы лучше, если бы у нас существовало меньше регионов и чтобы были четко прописаны взаимоотношения между этими регионами и Федерацией. Но мы, как говорится, получили ту страну, которую получили. И строительство нового устройства федеральной России, полагаю, будет продолжаться не один год. Убежден, нужно осторожно и тактично подходить к любым административно-территориальным изменениям.
Конечно, то, что у нас есть сложно построенные субъекты Федерации, в административном плане жизни не упрощает. Хотя замечу, что они были в свое время созданы отнюдь не случайно. Территория того же Красноярского края - гигантская. И между Норильском и Красноярском - 2000 километров. Так что считать Норильск, находящийся на территории Таймырского автономного округа, городом областного или краевого подчинения центру, находящемуся от него за 2000 км, по крайней мере спорно.
Понимаю, что у Красноярского края, конечно же, есть проблемы формирования своего бюджета. И в этом, безусловно, не вина Красноярска, а скорее, беда. Но это не значит, что строить экономические отношения, решать проблемы края надо столь прямолинейно - через волюнтаристское подчинение нескольких городов и территорий Таймырского автономного округа напрямую Красноярску.
Норильск и Норильский регион, там, где создано было во времена СССР крупнейшее производство полиметаллов, отличаются не только тем, что дают большие доходы, но и тем, что при всем этом несут на себе огромные издержки, особенно экологические. И если взять статистику и посмотреть, а как вопросы по этим издержкам решались из Красноярска, то окажется, что никак. Доходы уходить в Красноярск могут, а вот издержки, связанные с получением этих доходов, ложатся на Таймырский автономный округ. Таймырский АО представлен в Совете Федерации именно как полноправный субъект Федерации, и не может быть речи, чтобы какая-то территория из него насильно вырывалась. На мой взгляд, мы должны исходить из той формулы, что Норильск и весь Таймыр являются единым комплексом с точки зрения экономики, экологии, инфраструктуры и государственного устройства. У них единые проблемы, требующие решения. Поэтому наиболее целесообразно (я бы пожелал этого и губернатору Красноярского края и Законодательному собранию) не идти на нарушение Конституции России, не нарушать договоров, которые были подписаны между Российской Федерацией и Таймырским автономным округом.
Стратегически важный город Норильск был раньше городом краевого подчинения, потому что требовал особого финансирования по особым статьям бюджета, которые, кстати, планировались не в Красноярске, а в Москве. Но сегодня Россия уже иная. И иными должны быть подходы. Ведь не поступают же другие регионы так, что объявляют столицы автономных округов областными городами или городами областного подчинения. Это касается и Архангельской, и Тюменской областей. Так что если губернатор А. Лебедь займет государственную позицию, то, думаю, такую же позицию займет и Законодательное собрание Красноярского края. И это будет правильное решение вопроса. Здесь и правительство России должно сказать свое слово, пересмотреть бюджетные отношения с Красноярским краем с учетом пересмотра экономических взаимоотношений между автономным округом и непосредственно краем. Если мы выступаем за сохранение Федерации, то любое территориальное образование в Российской Федерации должно быть защищено государством. Тут не должно быть "больших" и "маленьких". Должны быть нормальные отношения со всеми субъектами в нашем государстве. Я думаю, что ситуация с Таймырским округом, с подчиненностью и соподчиненностью территорий, находящихся сегодня в конфликтной ситуации с краевой администрацией и законодательными органами края - это в какой-то степени испытание на прочность нашего государства.
Уверен, что вполне можно решить наболевшую проблему Красноярского края, Таймырского округа и Норильска. Для этого нужна добрая воля, разумные переговоры за "круглым столом" и, если потребуется, вмешательство федеральных властей, которые могут и должны стать ответственными арбитрами в затянувшемся споре.