РЫНОК УВАЖАЕТ СИЛЬНЫХ

За последнее десятилетие тысячи некогда благополучных предприятий АПК разорились, а то и вовсе прекратили существование. В том была не столько их вина, сколько беда - курс радикальных реформаторов на передел и ускоренную либерализацию стал тяжелым испытанием для агропрома. Тем ценнее опыт таких предприятий, как ОАО консервный завод "Ставропольский", который, несмотря на все выпавшие на его долю испытания и передряги, работает стабильно и эффективно. О том, как это удается, беседа с генеральным директором завода Иваном МЕЛКУМОВЫМ.

- Иван Михайлович, вы предприятие возглавили еще в советское время, то есть прошли две школы управления - административно-хозяйственную и рыночную. Когда было проще?
- В прежней системе государство помогало руководителю в работе, но во многом связывало ему руки. Тогда высоких результатов добивались, как правило, лишь те талантливые хозяйственники, которые находили общий язык с властью и избавлялись от административного диктата.
А что сейчас? Государство живет как бы само по себе, предприятия разных форм собственности - сами по себе. В управленческую деятельность хозяйственного руководителя властные структуры не вмешиваются, но и помощи ему по сути никакой не оказывают - ни финансовой, ни организационной. Рынок поставил хозяйственников перед необходимостью действовать по принципу: на доставшейся тебе производственной базе сделай кое-что из ничего и преврати это в нечто значимое. Кто научился рисковать и полагаться на свои силы, тот и держится на плаву. То есть и в нашем консервном деле, извините за тавтологию, никак нельзя консервироваться.
- Предприятия АПК дважды получали сильнейшие удары из-за ошибок в макроэкономической политике. Сначала это было открытие российских границ для дешевых импортных харчей, а затем финансовый обвал в августе 98-го...
- Да, и, поверьте, выстоять было не просто. Скажем, после дефолта наши счета и счета потребителей оказались замороженными в разорившихся банках. По сути, все производство на "Ставропольском" было остановлено.
- Тем не менее выстояли. Сейчас за одну смену завод выдает мясных консервов на целый железнодорожный вагон, объемы производства из месяца в месяц увеличиваются. В чем же конкретно заключалась стратегия и тактика выживания и сегодняшнего подъема?
- Завод "Ставропольский" имеет без малого столетнюю историю. Вывески на проходной менялись, но мясные консервы здесь производились всегда, невзирая на политические бури. В 1991 году завод выделился в самостоятельное предприятие, вскоре после чего был приватизирован. И все минувшие десять лет действительно были трудными, мы не раз оказывались в критических ситуациях. А выжили, потому что руководство и коллектив, решая острейшие текущие проблемы, никогда не забывали о перспективах.
Рынок - и цивилизованный, и, как у нас, "дикий" - всегда беспощаден к слабосильным. А мускулы завода - это прежде всего производственные мощности. Как ни было трудно, мы сразу взялись за переоснащение предприятия. И за 10 лет кое-чего добились: 80 процентов заводского оборудования - это современные агрегаты и линии российских и немецких фирм "Крупп" и "Блема". Стоили они нам тогда, как легко догадаться, недешево, к тому же, как и любая техника, подлежат износу. А обновление основных фондов ведет к удорожанию продукции, за что рынок немедленно карает.
- Ну и какой же выход?
- Мы прямо на своем заводе наладили выпуск практически всех запасных частей к импортному оборудованию. Как выяснилось, что немцем сработано, то и русскому по плечу. Так же для снижения затрат мы механизировали все погрузочно-разгрузочные операции. Например, на погрузку железнодорожного вагона сейчас требуется всего 40 минут. Причем нашу продукцию мы отправляем потребителям в пакетах, обтянутых полиэтиленовой пленкой, что обеспечивает сохранность качества консервов при транспортировке и хранении.
Но на рынке не всегда хорошо все то, что дешево. Поэтому, сокращая многие производственные расходы, мы не скупимся тратить на повышение качества. Все консервы завода вырабатываются только из натуральных продуктов. Мы потратились на первоклассную лабораторию, которая точными химико-физическими и микробиологическими анализами определяет стерильность и безопасность продукции для здоровья потребителей. И скажу не хвалясь, а констатируя факт, что за 5 последних лет мы не имели рекламаций по качеству мясных консервов.
И, наконец, рынок не только жесткий, но и капризный. Поэтому мы постоянно занимаемся расширением ассортимента продукции. Она делится на четыре вида: деликатесные консервы, консервы традиционных рецептур, мясорастительные и мясные консервы с пищевыми добавками. Так вот: в 1998 году мы запустили в производство 18 новых консервов всех видов, в 1999-м - 6, в 2000-м - 12, в 2001-м - 14. Сегодня завод приступил к выпуску натуральных мясных полуфабрикатов и оборудует цех по производству рыбных консервов. Свежее мясо и рыба, как и привычная всем тушенка, - это тоже белковые продукты, в которых есть потребность. Так почему нам не выпускать то, что можем производить? Да, появление нового вида продукции не всегда сразу влечет всплеск покупательского спроса. Но, как замечено поэтом, новизна поражает часто больше, чем величие, и без обновления ассортимента продукции на рынке удержаться крайне трудно.
- Можно производить много разных и хороших товаров, но оказаться в банкротах из-за отсутствия сбыта. Рынок предполагает наличие агрессивной рекламы. Включаю телевизор - и мне предлагают с экранов купить продукты московских мясокомбинатов. Но кто и откуда узнает, что есть ваша прекрасная "Говядина отварная", "Паштет печеночный", "Мясо птицы", "Язык в желе", "Каша с мясом", "Голубцы" и "Свинина тушеная"? Или кто узнает, что прибыль предприятия три года стабильно растет? Как вообще происходит продвижение товаров завода на всероссийский рынок?
- Знаете, сколько ни кричи "халва" - во рту слаще не станет. Муссирование слогана - "мясо с нашего предприятия - самое вкусное" - часто имеет обратный эффект, и желающих вкусить товар не прибавляется. Настоящая и самая надежная реклама продукции идет из уст в уста: попробовал сам - порекомендовал знакомому.
Рост нашей прибыли и соответственно увеличение сбыта продукции объясняется тремя уже названными факторами - разумная цена, высокое качество и широкий ассортимент. Только этим мы привлекли внимание и рядовых граждан, и очень требовательных к продовольственной продукции государственных потребителей, у которых ввиду их массовых закупок всегда есть широкий выбор. У нас установились надежные деловые контакты с Минобороны, Министерством внутренних дел, Федеральным департаментом пограничной службы, Государственным резервом, Министерством по чрезвычайным ситуациям. Да, завод живет и работает в центре южного приграничного региона России, и мы в случае чрезвычайных обстоятельств за двое суток можем снабдить мясными консервами, к примеру, все предполагаемые к задействованию воинские подразделения.
Но не только данным обстоятельством определяется сотрудничество с силовыми ведомствами России. Мы конкурентоспособны на рынке - по цене, качеству и ассортименту. Лишним подтверждением может служить такой факт: с 2002 года мы начали поставлять нашу продукцию и в ближнее зарубежье (Азербайджан, Казахстан, Молдова), и в дальнее - в Израиль, например. Там кибуцы работают эффективнее, чем советские колхозы, но тем не менее надобность в качественных, разнообразных и дешевых ставропольских мясных консервах появилась.
Сказанное не означает, что мы не занимаемся рекламой своей продукции. Как известно, под лежачий камень вода не течет. Но надо понимать, что чрезмерное публичное восхваление товаров ведет к повышению их себестоимости. А для нас главное - оптимальная цена. Поэтому мы выбираем и оптимальные способы рекламы - например, участие в выставках и конкурсах товаров. Смею заметить, что смотримся мы на них достойно: есть у нас дипломы с грамотами, полученными на всероссийских выставках, есть и Привилегированный сертификат Госстандарта России. В минувшем году "Ставропольский" признан лучшим предприятием края. А продукция нашего завода не так давно была включена в перечень ста лучших товаров России.
- Завод - успешно развивающееся и перспективное предприятие, прочно занявшее свое место в рынке. Но предприятие целиком принадлежит частному капиталу. А что получают от успехов завода работники - им перепадает что-нибудь от растущих доходов?
- А иначе при рыночных отношениях нельзя. Если предприниматель сегодня не учитывает интересы человека труда, то завтра благоприятная рыночная конъюнктура может обернуться полным крахом. Кадры решали все в старой системе хозяйствования, они же решают все и в системе новой. Не будет на заводе толковых специалистов и рабочих - не будет и результатов.
В кризисные годы мы сумели сохранить трудовой потенциал коллектива. И сегодня у нас немало опытных работников со стажем 20 - 25 лет. Разумеется, принимаем мы на завод и новые кадры. Только за три последних года коллектив увеличился почти на 200 человек, в основном за счет молодежи. Скажу для сведения: средняя зарплата за это же время возросла с 800 до 4300 рублей - в пять с лишним раз. На заводе открыт медпункт и обустроены бытовые помещения. Мы предоставляем работникам ссуды на покупку квартир, выдаем путевки в санатории и дома отдыха. Дети наших работников могут проводить лето в загородных лагерях. Пенсионеры, трудившиеся прежде на заводе, получают к праздникам бесплатные наборы продуктов.
Жизнь нас давно убедила, что масштабные социальные программы завода - это такая же необходимость, как и инвестиции в основные фонды. Если предприниматель хочет иметь место на рынке, он обязан соблюдать баланс интересов капитала и труда.