ЗАЕХАЛИ В ТУПИК

Пока политики спорят о статусе Калининградской области, экономика анклава несет убытки.

На днях очередной удар: Литва уведомила о повышении на 15 процентов тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов, черных металлов и скоропортящихся грузов по 242-километровому участку Литовской железной дороги, по которому грузы попадают в Калининградскую область. Надо заметить, удар очень болезненный: нефть и металлы составляют 60 процентов грузопотока магистрали. Стоит напомнить, что только за год Литва трижды повышала коэффициенты к тарифам, и на калининградском направлении за год они выросли на 50 процентов.
Находящийся с рабочей поездкой в Калининграде вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Хасян Зябиров признался, что очередное повышение тарифов литовскими коллегами "было для нас неожиданным". Почему же? Что такие волевые акции не случайны, говорит хотя бы тот факт, что собравшиеся в начале февраля в Вильнюсе министры транспорта Латвии, Литвы и Эстонии сделали заявление "о необходимости изменения стратегии перевозки российских грузов на балтийском направлении и выравнивании российских железнодорожных тарифов". Вот и выровняли... Зябиров сообщил журналистам, что "Россия будет вынуждена защищать свои интересы и принимать адекватные меры".
Такая попытка была сделана на днях во время встречи министров транспорта четырех стран - России, Литвы, Германии и Польши, которая прошла в минувшую пятницу. Все министры на пресс-конференции подчеркивали, что место встречи выбрано не случайно, поскольку через Калининград проходят крупные европейские транзитные коридоры. Но, видимо, на этом единомыслие и кончилось, поскольку даже совместного заявления участники встречи не подписали.
- Мы, транспортники, сегодня напряженно работаем и планируем наши действия. Я считаю, что мы должны постоянно быть в диалоге, - сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Между тем Литва не идет даже на организацию безвизового скоростного поезда, хотя российские железнодорожники подтвердили свою полную готовность к работе над этим проектом. Один из главных вопросов - транзит грузов и, конечно, проезд через Литву российских граждан, которые с января ездят в Калининград по новым правилам.
Евросоюз не торопится выполнять свои обязательства в отношении транзитных соглашений с областью. В этих условиях даже преимущества особой экономической зоны, если их удается достичь, съедаются поборами на границе. Меж тем Литва готовится войти в Шенгенскую зону. И что тогда? Поезд на Калининград будет следовать по территории, огороженной колючей проволокой?