В НЕБЕ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ

Полет шел по плану, самолет Hawker HS-125, выполнявший чартерный рейс "Шереметьево - Харьков", уже совершил маневр для захода на посадку и вышел на траекторию снижения, как вдруг связь прервалась, а сам он внезапно пропал с экранов радаров. Это случилось в 10.14. До посадочной полосы оставалось всего три километра...

Согласно официальным данным, самолет принадлежал московской авиакомпании "Авком" и был арендован близким к губернатору харьковским предпринимателем, чтобы доставить во Францию его родных и друзей, а также сына харьковского мэра Алексея Шумилкина. На борту находился только экипаж: командир Максим Дубовка, второй пилот Сергей Шклянников и бортпроводница Юлия Еремеева. Погибли все. Каждому из них было чуть больше 30 лет. Юлию и Сергея нашли на берегу, командира - на следующий день на дне Комсомольского озера. Всех похоронили в Москве.
О стюардессе Юле на одном из харьковских информационных сайтов сразу же появилось "поминальное слово". Шокированная случившимся ее подруга бортпроводница Наташа горько каялась в том, что это она "сосватала" Юлю в "Авком" - престижную авиакомпанию, специализирующуюся на VIP-перевозках. До этого там летала сама Наташа. Погибший экипаж она знает как замечательных людей и первоклассных профессионалов. По ее мнению, если вину спишут на них, это будет величайшей несправедливостью.
Второго пилота Сергея в харьковском аэропорту встречал отец. Незадолго до приземления он разговаривал с сыном по мобильному, говорил, что мама уже налепила его любимых вареников с картошкой. Последнее, что сказал отец: "Сынок, мы так по тебе соскучились! Неужели сейчас обнимемся?" И услышал в ответ: "Папа, мы падаем!". До объятий отца пилот не дотянул трех километров. На месте крушения Шклянников-старший опознал сына лишь по шнурку мобильного телефона.
Очевидцы рассказывают, что за несколько секунд до аварии самолет, летевший очень низко с наклоненным крылом и с сильным шумом, стал сливать топливо, потом зацепился выпущенным шасси за забор частного дома, ударился о землю, вспыхнул и, развалившись на части, ушел под озерный лед. Связь с экипажем у диспетчеров прервалась на словах: "К посадке готов". После этого самолет неожиданно исчез с экранов радаров.
Обуглившиеся кроны деревьев, изувеченные тела мужчины и женщины в камышах и торчащий из озера хвост самолета... Такую жуткую картину увидели 2 января примчавшиеся к Комсомольскому озеру спасатели. Они были единственными, кого службисты допустили к упавшему иностранному борту, являющемуся, по международному праву, территорией государства-владельца. И только от них, в затянувшемся молчании комиссии по расследованию катастрофы мы можем сегодня узнать хоть какие-то детали случившегося.
Водолаз Валерий Бондарь убежден, что командиру экипажа надо поставить памятник.
- Мы в первый же день поняли, что он - герой, - говорит Валерий, - он не только подальше от жилья самолет увел, но и до последнего мига пытался его посадить. Потому и шасси выпустил, чтобы последний шанс использовать - на лед сесть. И о товарищах подумал: судя по тому, что тела второго пилота и стюардессы оказались на берегу, командир отправил их в самую безопасную хвостовую часть самолета, а сам остался за штурвалом до конца...
Такая же точка зрения и у жителей окраины, где упал самолет. Именно поэтому они собрали больше сотни подписей под письмом мэру города, в котором просят назвать именем командира экипажа одну из улиц. Расписались там и члены аварийно-спасательной маневренной группы Харьковской областной спасательно-водолазной службы - люди, рискующие жизнью и знающие цену подвигу не понаслышке. Чтобы собрать обломки самолета, которые позже увезли с места трагедии на трех "КамАЗах", харьковские водолазы за два дня провели подо льдом 16 часов. Хотя к подъему самолета были привлечены самые опытные профессионалы (стаж работы каждого из шести водолазов больше 15 лет), ничего более сложного им делать еще не приходилось. Острые обломки и торчащие провода могли в любой момент повредить снаряжение и систему жизнеобеспечения водолазов. А тут еще - илистое дно, густые водоросли, полное отсутствие видимости и почти нулевая температура. Гидрокостюмы индевели в первые же минуты, но приходилось терпеть, работая на глубине 7 - 8 метров. Через каждые полтора часа подводных работ поисковики на 5 - 10 минут выбирались на сушу погреться чайком и - снова под лед! На сильно захламленном дне озера нужно было на ощупь отыскать мельчайшие детали рассыпавшегося лайнера, исследовать их и застропить, чтобы можно было вытащить краном.
Областной прокурор Василий Синчук сказал, что рассматривается несколько основных версий авиакатастрофы, среди которых - возможная ошибка диспетчеров "Украероруху" (они вели самолет на посадку).
ДУБОВКА Максим Владимирович - командир экипажа. Родился 16 августа 1974 года. В 1995 году окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации. Пилот 2-го класса. До прихода в "Авком" работал вторым пилотом на самолете Ан-2 в Батагайском авиапредприятии и на Ил-76 компании "Домодедовские авиалинии". Имел налет 3100 часов.
ШКЛЯННИКОВ Сергей Александрович - второй пилот. Родился 19 июля 1975 года. В 1998 году окончил Балашовское высшее военное училище летчиков. Летал на боевых самолетах. После увольнения из Вооруженных сил некоторое время работал вторым пилотом на малоразмерном самолете "Cessna", затем был принят вторым пилотом Ту-134 в "Авком". Имел налет 1220 часов.
ЕРЕМЕЕВА Юлия Анатольевна - бортпроводник. Родилась 11 августа 1975 года. Окончила Московскую госакадемию легкой промышленности и школу бортпроводников в 1998 году. Бортпроводник 2-го класса. Совершала рейсы на самолетах Ту-134, Як-40, Бае-125. Имела налет 3090 часов.
Мы дозвонились до авиакомпании "Авком", где работали члены погибшего экипажа. Вот что нам там сказали.
Командир летного отряда Алексей КУЗЬМЕНКО:
- Гибель наших товарищей - тяжелый удар для всех нас. Максим Дубовка и Сергей Шклянников пришли в отряд вторыми пилотами на самолет Ту-134. Работали они очень хорошо, зарекомендовали себя настоящими профессионалами. Поэтому руководство компании послало их на переподготовку в Англию, где они освоили "Hawker HS-125". На этом самолете Максим летал потом полтора года, а Сергей - год. Дубовка был очень опытным пилотом. У него за плечами многие часы налета на Ан-2, Ил-76, Ту-134. Учитывая его профессиональные и человеческие качества, мы решили назначить его командиром экипажа. Очень быстро экипаж стал лучшим в отряде.
Максим и Сергей были женаты, у каждого по одному ребенку. Сейчас компания поддерживает семьи, в том числе материально. На днях всем отрядом по православному обычаю отметили 40 дней со дня гибели наших товарищей. Трудно поверить, что их уже с нами нет.
Начальник службы бортпроводников Анна БАБУШКИНА:
- Юлия Еремеева проработала в нашем коллективе более двух лет. Пришла к нам из другой авиакомпании. Она успела полетать почти на всех типах самолетов, была одним из самых опытных сотрудников. Что скрывать, обязанности у стюардессы не из легких, нагрузки моральные и физические очень велики. Но Юля неизменно была приветливой, общительной. На международные рейсы мы назначаем лучших. Успешно пройдя переподготовку, Юля была включена в состав экипажа "Hawker". Так уж получилось, что именно экипаж стал для нее семьей - она буквально жила своей работой.