В самом деле, каким образом касается он всех нас?! Да никак. Не монетизация же какая-нибудь и не реформа ЖКХ. Больше рекламы, меньше рекламы, такая она или сякая - есть ли разница? Как раньше выкидывали, не проглядывая, убогие рекламные листочки, напиханные в почтовый ящик, так будем выкидывать и дальше. Как уходили во время телевизионных рекламных пауз проверить, делает ли ребенок уроки, так и будем уходить. И тем не менее закон этот окажет существенное влияние не только на отечественное ТВ, но и на рекламодателей, то есть производителей товаров народного потребления. А поскольку большинство из нас телезрители и все поголовно - потребители этих самых товаров, значит, решение думцев коснется каждого. Каким образом? Постараемся ответить.
К рекламе на ТВ все давно привыкли как к неизбежному злу. Более того, среди роликов появились настоящие шедевры, цитаты из которых вошли в народный фольклор: "До первой звезды...", "Скока вешать в граммах" и т.д. Это уж, не говоря о "Всемирной истории банка "Империал", создатель которой режиссер Тимур Бекмамбетов впоследствии дорос до "Ночного..." и "Дневного дозора".
Постоянно слышим мы и о том, что цены на размещение рекламы в телеэфире достигли заоблачных высот (стоимость 1 минуты рекламного времени на федеральном канале - от $ 10 тысяч в "мертвое" время и до бесконечности в прайм-тайм), что зарплаты телевизионщиков за счет рекламных денег растут как на дрожжах и что ради этих самых денег руководство каналов готово продать мать родную.
При этом мы по привычке продолжаем ругаться на засилье рекламы в эфире. И в самом деле, разве не может не раздражать ситуация, когда каждый хороший фильм или ключевой футбольный матч обвешиваются рекламными блоками, как елка новогодними игрушками?!
С этой точки зрения новая редакция закона "О рекламе", принятая думцами, должна порадовать телезрителей. В период с нынешнего года по 2007-й объем рекламы не должен превышать 20% вещания в час. А начиная с 2008-го он и вовсе составит 15%. То есть приблизительно 9 минут. Тоже, конечно, немало, но все же не такой беспредел, как сейчас.
Как сокращение объема рекламного времени отразится непосредственно на ТВ? На главных федеральных каналах практически никак. Просто цена рекламы там вырастет на 40-50%. По принципу - меньше, но дороже. И очередь желающих пропиарить свою продукцию меньше не станет. А вот на небольших каналах, а особенно на региональных оно скажется достаточно сильно. Закономерность понятна: небогатые провинциальные каналы, не имеющие поддержки местных властей и живущие за счет недорогой рекламы, не могут значительно увеличить стоимость рекламного времени. Потому что в регионах просто нет производителей товаров и услуг, способных вкладывать в собственную раскрутку сколько-нибудь значительные суммы. Качество программ телеканалов в городах и весях значительно упадет, а некоторые из них вообще прекратят свое существование. Не исключено, правда, что с началом действия закона эфир, как это было несколько лет назад, вновь заполнит "джинса" - то есть скрытая реклама.
Но это, так сказать, чисто телевизионные штучки. На самом же деле последствия думского решения распространятся значительно дальше.
Во-первых, не кому-нибудь, а именно нам, налогоплательщикам, придется компенсировать возможные убытки государственных телеканалов.
Во-вторых, серьезно пострадает отечественный производитель товаров народного потребления и услуг. При резком росте стоимости рекламного времени осилить расходы по продвижению своей продукции смогут только крупные западные корпорации. Особенно печально это скажется на региональных производителях. Ведь не секрет же, что реклама - двигатель торговли.
В-третьих, увеличение расходов на рекламу фирмы-рекламодатели компенсируют ростом стоимости своих товаров. Следовательно, за те же прокладки или зубную пасту нам придется платить больше.
Есть вопросы и к другим положениям новой редакции закона. Например, юристы телеканалов спрашивают законодателей: "От какой отметки вы будете считать начало часа? От астрономической? Ну а мы тогда от пятнадцатой минуты каждого часа". И пойди поспорь с ними. Много вопросов и к рекламе в детских программах. Но это уже отдельная история.