НАША ДОРОГАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА

На днях Госдума приняла во втором чтении редакцию закона, который, надо полагать, большинство наших граждан взволновал очень мало. Ну, кроме, конечно, профессионально заинтересованных лиц. Закон этот называется просто и понятно - "О рекламе".

В самом деле, каким образом касается он всех нас?! Да никак. Не монетизация же какая-нибудь и не реформа ЖКХ. Больше рекламы, меньше рекламы, такая она или сякая - есть ли разница? Как раньше выкидывали, не проглядывая, убогие рекламные листочки, напиханные в почтовый ящик, так будем выкидывать и дальше. Как уходили во время телевизионных рекламных пауз проверить, делает ли ребенок уроки, так и будем уходить. И тем не менее закон этот окажет существенное влияние не только на отечественное ТВ, но и на рекламодателей, то есть производителей товаров народного потребления. А поскольку большинство из нас телезрители и все поголовно - потребители этих самых товаров, значит, решение думцев коснется каждого. Каким образом? Постараемся ответить.
К рекламе на ТВ все давно привыкли как к неизбежному злу. Более того, среди роликов появились настоящие шедевры, цитаты из которых вошли в народный фольклор: "До первой звезды...", "Скока вешать в граммах" и т.д. Это уж, не говоря о "Всемирной истории банка "Империал", создатель которой режиссер Тимур Бекмамбетов впоследствии дорос до "Ночного..." и "Дневного дозора".
Постоянно слышим мы и о том, что цены на размещение рекламы в телеэфире достигли заоблачных высот (стоимость 1 минуты рекламного времени на федеральном канале - от $ 10 тысяч в "мертвое" время и до бесконечности в прайм-тайм), что зарплаты телевизионщиков за счет рекламных денег растут как на дрожжах и что ради этих самых денег руководство каналов готово продать мать родную.
При этом мы по привычке продолжаем ругаться на засилье рекламы в эфире. И в самом деле, разве не может не раздражать ситуация, когда каждый хороший фильм или ключевой футбольный матч обвешиваются рекламными блоками, как елка новогодними игрушками?!
С этой точки зрения новая редакция закона "О рекламе", принятая думцами, должна порадовать телезрителей. В период с нынешнего года по 2007-й объем рекламы не должен превышать 20% вещания в час. А начиная с 2008-го он и вовсе составит 15%. То есть приблизительно 9 минут. Тоже, конечно, немало, но все же не такой беспредел, как сейчас.
Как сокращение объема рекламного времени отразится непосредственно на ТВ? На главных федеральных каналах практически никак. Просто цена рекламы там вырастет на 40-50%. По принципу - меньше, но дороже. И очередь желающих пропиарить свою продукцию меньше не станет. А вот на небольших каналах, а особенно на региональных оно скажется достаточно сильно. Закономерность понятна: небогатые провинциальные каналы, не имеющие поддержки местных властей и живущие за счет недорогой рекламы, не могут значительно увеличить стоимость рекламного времени. Потому что в регионах просто нет производителей товаров и услуг, способных вкладывать в собственную раскрутку сколько-нибудь значительные суммы. Качество программ телеканалов в городах и весях значительно упадет, а некоторые из них вообще прекратят свое существование. Не исключено, правда, что с началом действия закона эфир, как это было несколько лет назад, вновь заполнит "джинса" - то есть скрытая реклама.
Но это, так сказать, чисто телевизионные штучки. На самом же деле последствия думского решения распространятся значительно дальше.
Во-первых, не кому-нибудь, а именно нам, налогоплательщикам, придется компенсировать возможные убытки государственных телеканалов.
Во-вторых, серьезно пострадает отечественный производитель товаров народного потребления и услуг. При резком росте стоимости рекламного времени осилить расходы по продвижению своей продукции смогут только крупные западные корпорации. Особенно печально это скажется на региональных производителях. Ведь не секрет же, что реклама - двигатель торговли.
В-третьих, увеличение расходов на рекламу фирмы-рекламодатели компенсируют ростом стоимости своих товаров. Следовательно, за те же прокладки или зубную пасту нам придется платить больше.
Есть вопросы и к другим положениям новой редакции закона. Например, юристы телеканалов спрашивают законодателей: "От какой отметки вы будете считать начало часа? От астрономической? Ну а мы тогда от пятнадцатой минуты каждого часа". И пойди поспорь с ними. Много вопросов и к рекламе в детских программах. Но это уже отдельная история.